Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Превращение утра в день на торфяниках
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Формат и размер.


 Формат в общем понимании – это некие рамки, ограничения, за которые не должно выходить то, что находится в этом формате, например, формат беседы предполагает ограничение темы, которая будет в ней затронута, условия, в которых эта беседа будет проводиться, и тому подобное. Под форматом фотографии понимается соотношение её сторон, например 1:1, 2:3, 3:1, и так далее, но, применительно к фотографии, под форматом частенько понимают её абсолютный размер, например, 24х36 мм, или 18х24 см, и так далее. И это не будет большой ошибкой, так как длины сторон задают и их соотношение. Тем не менее, в рамках этого параграфа, под форматом буду понимать именно соотношение сторон, дабы избежать путаницы.
  Формат изображения сильно влияет на его восприятие. Существуют форматы горизонтальные, вертикальные и квадратные. Горизонтальные форматы, в определённой степени, (в зависимости от величины соотношения сторон) располагают к уравновешенным горизонтальным композициям. Так кадры с форматом 3:1, и более вытянутые, выделились в область панорамных снимков, предполагающих постепенное продольное перемещение взгляда по картинке и ощущение грандиозности пространства. Кадры с форматом 3:2, а это стандартный узкий кадр, располагают к спокойным пространным композициям. Он же, но вертикальный, то есть 2:3, диктует вертикальную композицию и вносит напряжённость, а не умиротворение, поэтому классический пейзаж всегда вытянут по горизонтали. Для пояснения этого утверждения скажу, что всё что стоит – напрягает, а что лежит – располагает. Это относится ко всему и, в том числе, к формату кадра и его содержимому. Квадратные, и близкие к квадрату форматы, то есть 1:1, самые не устойчивые и динамичные, и, в то же время, самые сложные для восприятия, так как движение в таких кадрах самое стремительное и нет довлеющей горизонтали или вертикали. Такой кадр предполагает центральную композицию, а в случае, когда в нём размещается композиция отличная от центральной, то она становится необычной в прочтении, иногда сложной, но интересной, потому что исчезает линеечка, по которой подсознательно выстраивается восприятие. Очень часто люди выкладывают в Интернете картинки, геометрически, строго квадратные, но когда на них смотришь, возникает ощущение, что они несколько вытянуты по вертикали. Если вы хотите, чтобы ваш квадрат воспринимался как квадрат, то он должен быть чуть-чуть приплюснутым: так устроено наше зрение, и это будет «живой квадрат». Вообще, формат чуть более вытянутый, чем тот, что воспринимается квадратом, наиболее близок к формату поля зрения человека, а по  сему – самый естественный. Например, один из форматов кадра камеры Linhof - 6х7 см, точнее 56х72 мм, довольно близок к этому полю зрения.
  Как-то давно, в журнале «Советское фото» мне попалась статья, где подробно расписывались «правильные» форматы, с обоснованием их правильности. Это всё, конечно, здорово, но не надо стремиться к правильному формату в ущерб изображению. Не формат диктует композицию изображения, а суть изображения – формат, поэтому рамки кадра, хоть и влияют на построение композиции, но не должны выстраивать мышление под свой формат. К сожалению, это часто происходит, особенно, когда снимаешь камерой с квадратным форматом кадра. Другой пример влияния формата: когда люди увлекаются панорамными съёмками, то иногда забывают, что композицию в художественной (не технической) фотографии никто не отменял. Панорама не должна разваливаться на несколько самостоятельных кадров: всё изображение должно быть подчинено единой композиции, то есть изображение должно быть цельным.
  Что касается размера изображения, то, понятно, что он имеет значение. Размер изображения, в первую очередь, зависит от того на каком расстоянии предполагается его рассматривать, а во-вторую – какая важна степень детализации. Не надо думать, что всё однозначно, что чем больше размер – тем больше деталей. Здесь должен быть творческий подход. Ещё живописцы прошлых веков обнажили эту неоднозначность, выписывая в картине формата (размера) меньше А4, невообразимое количество деталей, причём маслом, и наоборот – есть картины 2х3 метра в которых деталей практически нет. В художественной фотографии это тоже имеет место. Хоть большой размер негатива или слайда (теперь мегапикселы матрицы) и предполагает, что это изображение будет печататься в большом размере, но рассматривание отпечатков с них в малом размере может приносить особое удовольствие, в следствие богатства полутонов в таких изображениях. Есть гурманы, которые любят рассматривать контактные отпечатки с негативов 18х24 см, или 13х18 см, и, даже, 9х12 см. Сейчас эта страсть получила своё развитие в цифровых панорамных снимках. И, если эта страсть понятна всем, то до противоположной, когда деталей минимум, надо ещё дорости.
  Для обычных выставок принято делать фотографии от 30х40 см, до 50х60 см, для рассматривания в руках – от 10х15 см, до 18х24 см. Для выставок на уличных стендах делают картинки больше чем 50х60 см, в зависимости от условий просмотра. Это общепринятые нормы, но это не догма. Размер, конечно, влияет на восприятие значимости, но когда содержание нулевое, то большой размер только увеличивает размер нуля, не стоит об этом забывать. Мне приходилось это наблюдать на некоторых неординарных выставках, во времена перестройки. То же можно частенько наблюдать и в Интернете: к никакущей картинке привлекают внимание размером не влезающим в экран. Вообще, когда выкладывают картинки не влезающие в экран, что частенько бывает с вертикальными кадрами и панорамными, это, мягко говоря, не приятно. Картинку на экране нужно видеть полностью, с учётом клавиши F11, иначе она не воспринимается цельно. Интернет не для того, чтобы показывать фотографии выставочных размеров, а талантливые работы видны и при 800 точках, по длинной стороне, даже пейзажные. Иногда, смотришь на превьюху (иконку) – интересно, а открываешь изображение – смотреть не на что. Так вот, хорошая картинка смотрится в любом размере (но не при любых обстоятельствах), и при отсутствии мелких деталей, и при их наличии в большем размере, просто, картинка раскрывается с разных своих сторон. И, чуть не забыл, общее правило по определению размера фотографического изображения, с точки зрения визуального комфорта. Размер изображения, с учётом расстояния рассматривания, должен быть таким, чтобы не было видно из чего состоят границы деталей изображения. Вот и всё, что я хотел сказать по этой теме.