Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     В "Тульской области(3)" пополнение
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Ракурс в различных видах фотосъёмки


  Слово ракурс имеет французское происхождение и означает перспективное искажение предметов в пространстве. Лучше всего представить себе, что такое ракурс на примере прямоугольной коробки или кубика. Вот лишь некоторые, из возможных вариантов, ракурсы куба.

Варианты ракурсов куба 

В зависимости от местоположения  наблюдателя вид куба меняется до неузнаваемости, это направление взгляда на объект и называется ракурсом. Благодаря изменению ракурса съёмки, по отношению к привычному ракурсу взгляда на объект, можно сильно изменить не только внешний вид, но и привычную суть объекта. Например, мы привыкли видеть мошек и букашек мелкими и незначительными, ну и уж, совсем не интересными. А когда мы меняем ракурс съёмки (взгляда), то есть приближаемся к ним настолько, насколько не можем приблизиться не вооружённым взглядом, и называется это, даже не макро, а микрофотография, то видим каких-то грозных инопланетных существ, причём, довольно интересных. Длинный брус может, благодаря ракурсу, превратиться почти в кубик, прямоугольное здание – в коническую башню, и так далее. Вот и получается, что ракурс – это художественный приём при съёмке, причём очень сильный и натуральный и, при этом, ещё эффектный, то есть выглядит, иногда, как эффект. Об этом было хорошо известно, ещё до рождения фотографии, художникам (живописцам), так что ракурс взгляда начали использовать в целях художественной выразительности ещё живописцы. Фотографы всех, без исключений, жанров фотографии используют ракурс, но, в зависимости от целей, - по-разному. При художественных съёмках ищут ракурс, максимально выражающий чувства фотографа, создающие художественный образ. При технической съёмке используется ракурс, максимально приближенный к привычному взгляду на объект съёмки, то есть – картина должна быть прямоугольной, коробка должна быть в классической изометрии, и так далее. К примеру, при классической каталожной съёмке различных предметов ракурс съёмки должен быть таким, чтобы покупатель, выбирающий товар по каталогу, не сказал бы продавцу, что в каталоге эта вещь ему понравилась, а в действительности она не такая, по этому он не будет её покупать. А по сему, снимаются предметы для каталожки в объёмном ракурсе небольшими телевичками (около 80 мм). Сейчас, вообще, пошла мода снимать такие предметы в 3D. В рекламной же съёмке тех же предметов будет использоваться эффектный ракурс. К примеру, бутылку водки могут снять с нижней точки широкоугольником или нормальным объективом, дабы показать значимость этого объекта.
  В портретной съёмке принято выбирать ракурс минимально искажающий портретируемого. Так, если снимается лицо, то камера (а точнее – её ось) должна находиться, приблизительно, на уровне глаз, если погрудный портрет, то на уровне рта, если ростовой, то на уровне груди. Объектив, конечно, длиннофокусный, так называемый, портретник. Но, если не преследуется цель сходства с натурой, то ракурс может быть самым неожиданным, до такой степени, что это уже нельзя будет назвать портретом. Например, съёмка лица с близкого расстояния широкоугольником – это чистый эффект, и он будет являться сутью, а не лицо портретируемого, которое, впрочем, будет не узнаваемо. То, что ракурс это сильный художественный приём, подтверждает то, что некоторые люди обрели, на съёмке с необычных ракурсов, мировую известность, например, Родченко. Именно, в годы его активной деятельности, а это середина прошлого века, активно развивался и художественный приём «эффектный ракурс».
  При съёмке пейзажа ракурс тоже имеет большое значение. Так, верхний ракурс, то есть съёмка пейзажа с верхней точки, всегда эффектна и располагает зрителя к обзору величественных далей, так как зрительно растягивает перспективу. По этому, опытные пейзажисты всегда стремятся в такие места, где есть возможность съёмки с верхних точек, и появилось даже такое направление в пейзажной фотографии, как аэрофотосъёмка (как естественное продолжение технической аэрофотосъёмки). Съёмка в нижнем ракурсе, то есть с нижней точки, наоборот акцентирует внимание на объектах переднего или среднего планов, как бы возвеличивая их. Или, к примеру, вы находитесь на берегу реки. Съёмка, практически под прямым углом к реке, даст пейзаж с уравновешенным пространством, по крайней мере, он будет тяготеть к таковому, а съёмка под сильным углом придаст пейзажу перспективную устремлённость. Кстати, съёмка на берегу водоёма, под углом к берегу, всегда ставит пейзажиста перед выбором: сколько взять берега, а - сколько воды, под каким углом запустить в кадре линию берега, сколько места уделить небу, и так далее. Даже опытному фотографу эти задачи приходится решать каждый раз для конкретной ситуации, а для неопытного это довольно трудная задача, если, конечно, этот фотограф понимает, что от изменения ракурса сильно зависит конечный результат. Есть ещё один момент, о котором не стоит забывать. Частенько, компонуя кадр, приходится либо задирать, либо опускать ось камеры по отношению к горизонтальной поверхности. Так вот, если при обработке такого кадра перспективные искажения, связанные с наклонами, не убрать, то ракурс будет выпирать своей неестественностью. Ведь мы привыкли видеть, невооружённым взглядом, всё достаточно ровненьким. Учитывать это надо ещё при съёмке, а то может оказаться, что при выравнивании перспективы срезаются важные детали. Даже, когда этот наклон незначительный, он всё равно влияет на восприятие, хотя и не все это осознают. Изменение фокусного расстояния объектива тоже меняет ракурс, так съёмка нормальным объективом или небольшим телевичком даёт привычный глазу ракурс, а широкоугольником – эффектный, с вытягиванием пространства, от центра к краям, лучами. Съёмку сильными телеобъективами тоже можно отнести к разряду съёмок с эффектным ракурсом, так как эти объёктивы «видят» не так как наш глаз: они сплющивают перспективу, как бы собирают в кучку разноудалённые планы пространства.

Шёнбрунн в полдень

Главная аллея Шёнбрунна снята с балкона второго этажа при практически нормальном фокусном расстоянии объектива. Это позволило показать перспективу пространства.

На подходе к Глазово

Д. Глазово, точнее её задворки, снята из низинки на берегу лахты. Это позволило придать значимости и глубины пейзажу. В дополнение к этому, купол часовни и верхушка сосны, скрывающиеся за бугром, придают снимку таинственности.

Из оврага

Съёмка лесной дороги, проходящей через овраг, с нижней точки акцентирует внимание на переднем плане пейзажа, но выглядит это вполне естесственно, благодаря ландшафту.

Кенозеро

Съёмка широкоугольным объективом на лист 9х12 с наклоном оси камеры, без компенсации перспективы уклонами, (просто не успевал за облаками, поэтому не выровнил перспективу). Даже при таком маленьком увеличении (если не сказать - уменьшении, учитывая формат слайда) по отражениям видно, что перспектива сходится к низу. Если бы эта перспектива была исправлена, либо при съёмке, либо на компьютере, то листья на воде разбегались бы по лучам ещё сильнее. Так что съёмка широкоугольником - это всегда ракурсная съёмка (глазами мы видим иначе).

Собор в Вене

Типичная ракурсная съёмка. Хоть глазом мы примерно так и видим, но обычно не ходим задрав голову, а по сему подобные ракурсы не являются для нас обычными, и это означает, что это эффектный ракурс.

Офисное здание в Лондоне

Пример применения эффекта ракурса при съёмке современной архитектуры.

Винтовая лестница

Типичный пример съёмки с нижним ракурсом (почти перпендикулярно горизонту).

Анакапри

Этот кадр снят с почти отвесных скал на Анакапри, то есть почти перпендикулярно вниз. Такие кадры сродни аэрофотосъёмке.

В парке Вены

А здесь применён эффектный ракурс широкоугольника с близкого расстояния.

Сосна в Крыму

Правильный выбор точки съёмки (взгляда) позволяет увидеть и выразить суть образа. Другой взгляд на то же дерево обнажит другую суть. Вы можете в этом убедиться, зайдя в "фотобанк".

В можжевеловой роще

Съёмка снизу с наклоном позволила создать динамичную композицию, оживив некий персонаж в кадре.

 Ну вот, пожалуй, и всё, что нужно знать о ракурсе.