Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Превращение утра в день на торфяниках
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Перспектива


  Перспектива бывает временная и пространственная. Нас, в данном случае, интересует пространственная перспектива, а точнее, способы передачи пространственной перспективы на плоскости. Другими словами, способы передачи глубины трёхмерного пространства на плоскости изображения. Принято считать, что человек осознаёт трёхмерное пространство благодаря бинокулярности своего зрения, это, безусловно, так, но не совсем. Попробуйте посмотреть на разные объекты то одним, то двумя глазами, попеременно. Вы увидите, что и одним глазом вы способны различать объём. Дело не только в том, что мозг привык так осознавать пространство, а ещё и в том, что есть некоторые физические законы существования трёхмерного пространства, и они не зависят от того, одним или двумя глазами смотреть на это пространство. Осознание этих законов и лежит в основе понимания правил и приёмов передачи ощущения трёхмерности на плоском изображении. В живописи различают несколько видов перспективы, а именно: тональная, она же воздушная; прямая линейная; обратная линейная; панорамная; сферическая; аксонометрическая (изометрия, диметрия, триметрия). В фотографии, из-за технических ограничений, используются не все эти виды, например, обратная линейная перспектива может существовать лишь в частном порядке, то есть «вывернуть предмет наизнанку» ещё можно, а, вот, пространство – вряд ли.
   Немножечко поясню, что из себя представляет каждый вид перспективы. Тональная перспектива, а более конкретно, для фотографов, воздушная перспектива предполагает изображение удалённых объектов – менее контрастными, менее детализированными, менее насыщенными по цвету, и, в общем случае, более светлыми (в частных случаях – может быть и темнее), чем объектов, находящихся рядом. Объясняется это наличием воздушной дымки, или более плотных свето-воздушных смесей.

Воздушная перспектива

Это пример использования воздушной перспективы для передачи глубины пространства: теневой участок куста полевых цветов на переднем плане является самой тёмной областью изображения, а лес, по мере удаления, становится более светлым и обесцвеченым. Освещённый участок луга на дальнем плане усиливает это ощущение.

 Прямая линейная перспектива хорошо известна всем со школы. Она характеризуется тем, что объекты одного размера будут выглядеть тем мельче, чем дальше от нас они находятся. И, как следствие этого, - схождение в точку параллельных линий.

Прямая и воздушная перспектива вместе

На изображениях с дорогами хорошо видна прямая линейная перспектива. Здесь, помимо воздушной перспективы, хорошо заметна и линейная: по сужению коровьей тропы и уменьшению размеров деревьев. Кроме того, треугольник травы слева усиливает ощущение глубины пространства.

 Обратная линейная перспектива предполагает обратное. Панорамная перспектива, в классическом понимании, предполагает изображение окружающего пространства на внутренней стороне цилиндрической поверхности (цилиндра). Кто создавал в графическом редакторе панорамы – знает, что у панорамной перспективы существуют разновидности, каждая из которых по-своему искажает пространство. Сферическая перспектива предполагает изображение трёхмерного пространства на сферической поверхности, а не на плоской. В качестве примера можно привести роспись купольных потолков на станции метро Маяковская художником Дейнека. Если сфотографировать расписной шар, то его изображение на плоскости и будет примером сферической перспективы в фотографии. Аксонометрическая перспектива – это способ передачи трёхмерных объектов на плоскости. Всем хорошо известен классический пример изображения на плоскости куба. Наиболее распространённый способ – это изометрия, но так же, как и диметрия и триметрия (которые отличаются лишь принятыми нормами соотношения сторон и углами между ними) – это искусственные (условные) виды перспективы, так как фотография позволяет все эти соотношения менять как угодно.

Аксонометрическая перспектива

Это пример использования аксонометрической перспективы для передачи глубины пространства. Понятно, что выдержать, в этих условиях, параметры изометрии или диметрии невозможно, да и не нужно: трёхмерность здания - очевидна, и не без помощи света. Свою лепту в ощущение трёхмерности вносит и прямая линейная перспектива перил.


  А теперь, расскажу о приёмах, существующих в фотографии, которые позволяют создать на плоском изображении ощущение трёхмерности. В полной мере это, конечно, возможно лишь в стереофотографии, где создаётся стереопара кадра, позволяющая использовать достоинства нашего бинокулярного зрения. Для этого используют синхронную съёмку двумя (разнесёнными от оси съёмки) фотоаппаратами. Просматривать такие стереопары надо в специальных устройствах. Сейчас существуют и другие, более современные технологии трёхмерных изображений (3D). Но, я буду рассказывать об обычном плоском изображении, так как 3D – это вообще другой мир восприятия. Вопреки бытующему мнению, - 3D мир не обогащает, а обедняет воображение человека. А по сему, вернёмся к традиционным изображениям на плоскости, будь то экран, бумага, или плёнка. Любой, нормально скорегированный, объектив рисует прямую линейную перспективу, но, чем шире угол обзора объектива, тем эта перспектива более выражена. Поэтому кадры, снятые широкоугольниками имеют более динамичное пространство, чем кадры, снятые нормальными объективами.

Перспектива широкоугольника

Широкоугольные объективы усиливают прямую линейную перспективу, делая её более динамичной. При этом они искажают пространство, как бы выворачивая его на нас. Этот эффект широкоугольника очень многим зрителям нравится, но мало кто осознаёт, что это происходит из-за нереальности такой картинки, то есть глазами такого не увидишь - это и привлекает малоискушённого зрителя.

 Телеобъектив наоборот «схлопывает» пространство, делая его более статичным и спокойным. Учитывая это, при съёмке широкоугольником, имеет смысл делать упор на сходящиеся к центру линии, которые затягивают взгляд от переднего плана в глубину кадра, создавая ощущение перемещения в пространстве, а значит и виртуальную глубину (третье измерение). При съёмке телеобъективом, для передачи глубины пространства, лучше использовать особенности тональной перспективы, так как линейная здесь становится малозаметной. Это значит, что выстроенный телевиком кадр должен иметь несколько планов, и чем больше – тем лучше для передачи глубины пространства.

Многоплановая композиция

Типичный пример воздушной перспективы, которая сделала пространство многоплановым. Здесь можно (условно) насчитать пять планов, плавно переходящих из одного в другой. Кроме воздушной, на этом кадре, можно заметить и линейную перспективу, которая присутствует в виде уменьшающихся в размере и масштабе верхушек гор, причём расположение образованных ими (условных) треугольников - подчёркивает эту линейность.

 Под планами понимаются – передний, средний, и задний планы. Передний план – это то, что находится близко к объективу и хорошо различимо (но передний план может быть и нерезким). В большинстве случаев, красота и детализация переднего плана очень важны, как для передачи глубины пространства, так и для выразительности кадра в целом.

Обозначение переднего плана

На этом слайде нет красивого переднего плана, но он изящно обозначен. Не беря на себя много внимания этот кусочек коряги и фрагменты осоки играют очень важную роль для осознания глубины пространства - они являются точкой отсчёта для глаза и выполняют роль переднего плана. Не будь этих деталей - кадр получился бы плоским.

Нерезкий передний план

На этом кадре передний план занимает гораздо больше места, но он нерезкий до эфимерности (то есть не сразу понимаешь - передний это план, или задний, и вообще - что это), и очень важный. Резкий здесь только средний план, задний - опять нерезкий. Всё это вместе создаёт не только глубину пространства, а и погружает осязаемый средний план в некую свето-воздушную субстанцию.

 Средний план – это то, что находится за передним, но уже помельче и менее детализировано – это, как бы основа, тело кадра, которое не далеко, но уже не "под ногами". Дальний план - это то, что воспринимается общими чертами, самые дальние и загадочные объекты, это конечная область в кадре, куда приходит взгляд. Для ощущения глубины пространства планы должны быть хорошо разделены, либо тонально, либо резкостью. Классическое построение кадра в глубь – это от тёмного к светлому. Так, снимая помещение с несколькими залами, переходящими из одного в другой, залы освещаются по принципу – чем дальше, тем ярче. Так же создают эффект таинственной глубины в пейзаже (иногда такое встречается в природе, но редко), искусственно притемняя все края.

Распределение света по глубине кадра

Здесь показано реальное распределение света по глубине трёхмерного пространства на картинке. Хорошо видно, что чем дальше от камеры - тем светлее солнечные пятна. Это в купе с линейной перспективой создаёт ощущение трёхмерности изображения.

 Если где-то с краю сделать яркое пятно, то взгляд сначала ляжет на него, а уж потом побежит дальше, и в этом случае это пятно будет играть роль переднего плана, даже, если реально оно одинаково удалено с некоторыми другими участками кадра. Возможны различные комбинации пятен и линий (акцентов и фонов) в кадре, которые способны изменить восприятие глубины пространства. Нельзя всё подводить под правила и стандарты – ибо, тогда из кадра исчезнет жизнь, но нельзя и игнорировать нормы восприятия человека. Просто надо развивать в себе эти чувства – чувство гармонии и чувство движения в кадре, именно эта пара и создаёт живой выразительный снимок. Для создания глубины пространства телеобъективом, можно использовать ГРИП. Во многих ситуациях нерезкость заднего плана (фона), а иногда и переднего вместе с задним, создаёт ощущение глубины и воздуха.

Использование ГРИП

В макро съёмках традиционно стараются увеличить ГРИП, так как она, по техническим причинам, в этих условиях, не велика, но здесь использовано обратное стремление. Минимальная глубина резкости, в этом случае, позволила создать бездонную свето-воздушную среду, в которой потонул маленький резкий кусочек среднего плана. Это, конечно же, эффект (полученный простым приёмом), так как глаз видит иначе, а главный художник этого эффекта - свет.

 Использование объектива с фокусным расстоянием, близким к нормальному, позволяет достаточно эффективно использовать и линейную и воздушную перспективу вместе, но по отдельности, как любое универсальное устройство, – со средним результатом. А, если ещё и учесть, что он меньше всего искажает пространство, то ясно, что не стоит его игнорировать.
  Говоря об объёмности изображения надо учитывать ещё один очень важный аспект, а именно, - свет. Свет способен сделать изображение одного и того же объекта плоским или объёмным, осязаемым или нет. Здесь важную роль играет степень рассеивания света и его направление.

Прорисовка объёма светом

Здесь использовалось сложное освещение точечными источниками света. Это освещение позволило не только показать объём и фактуру раковины, но также проработало объём и фактуру поверхности, которая, при обычном освещении, казалась плоской.

Уничтожение объёма светом

На этой картинке та же раковина, но тут не то что объём не проработан, она практически растворилась в фоне. Это сделал свет. Здесь тоже использовалось освещение точечными источниками света. Однако фактура плоской поверхности фона - осязаема, то есть микро-объём проработан хорошо. При другом освещении, например, общем рассеянном - было бы всё наоборот: объём раковины был бы очевиден, а вот фон стал бы плоским и практически без деталей.

 Причём, для выявления объёмности объектов разного размера может понадобиться разный свет. В общем случае, как жёсткий, так и бестеневой свет плохо прорабатывают объёмность, а мягкий полутеневой – хорошо. В параграфе, посвящённом освещению, я говорил, что, если источник света расположен сзади камеры, то изображение получается плоским, объём плохо читается. Об этом тоже надо помнить.

Объём от мягкого света

Мягкий, но направленный свет солнца из облаков сквозь дымку выявил пластику лепнины, показал её объём. Ни при жёстком свете солнца, ни в пасмурную погоду пластика не была бы столь красива. В дополнение к этому, диагональная композиция и акцент на полукруглом окне создали хорошо ощутимую глубину пространства.


  И ещё один момент, косвенно связанный со светом, но касающийся мягкости рисунка объектива. Когда объектив жёсткий, то хорошо прорабатываются мелкие детали изображения, и объём объекта теряется на их фоне, а когда объектив (или система – объектив плюс фильтр) мягкий, то мелкие детали обволакиваются световыми аберрациями и объект смотрится более цельным, а значит более объёмным.

Софт-фильтр добавил объёмности

Этот слайд снимался с софт-фильтром в целях объединения картинки и уменьшения важности мелких деталей для создания художественного образа. К сожалению, в таком формате трудно полноценно увидеть этот эффект, но всё же, немного видно. Мелкие детали, хоть и есть, но они обвалакиваются аберрациями фильтра, и визуально объединяются в объёмные кучки. Создаётся ощущение, что изображение состоит не из мелких деталей и точек, а из небольших полупрозрачных шариков, что придаёт изображению микро-объёмность.

Объём монокля

Эта картинка снята моноклем и эффект, показанный в предыдущей картинке, здесь виден ещё лучше. Монокль, можно сказать, лучшее средство для получения микро-объёмности, так как каждая светящаяся точка образует шаровой ореол. Видно, что детали хорошо проработаны, но изображение создаётся не сухими деталями и точками, а объединившимися в цветовые пятна ореолами.

  Вот пожалуй и всё, что я хотел вам рассказать о перспективе в фотографии. Все использованные в этом параграфе картинки можно посмотреть в "фотобанке" с чуть большим разрешением.