Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     В "Тульской области(3)" пополнение
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Плоскость резкости


  Наверное, каждый человек обращал внимание на то, что, при любом взгляде на пространство, резкой оказывается только маленькая его часть, а остальное, хоть и видно, но нерезко. Наш взгляд фокусируется на очень маленькой области пространства, которую можно сравнить с точкой. Эта точка пробегает по всему интересующему нас пространству и создаётся ощущение полной резкости. В отличие от нашего зрения, «зрение» любого объектива фокусируется не на одной точке, а на плоскости, причём, это не прямая плоскость и степень её кривизны у разных объективов не идентична, строго говоря. Но на практике, плоскость резкости абсолютного большинства современных объективов близка к прямой плоскости. Заметное исключение составляют лишь однолинзовые объективы. Чтобы понять,что такое плоскость резкости, достаточно направить объектив, желательно - телеобъектив, в гущу веток на максимально открытой диафрагме (что и так у современных зеркальных цифровых камер происходит автоматически) : изображение будет резким только в этой самой плоскости, всё остальное будет размыто, особенно перед плоскостью резкости. Если вы захотите снять этот кадр, чтобы убедиться в том, что это плоскость, не забудьте отследить, чтобы кадр был сделан на максимальной дыре. У любого объектива плоскость резкости всегда перпендикулярна его оси, это очевидно, и параллельна плоскости плёнки, либо цифровой матрицы. Но есть фотокамеры, которые позволяют наклонять ось объектива относительно плоскости светоприёмника (плёнки). Это, так называемые, студийные камеры, у которых наклон передней стенки в двух плоскостях (именно на этой стенке крепится объектив) позволяет управлять наклоном плоскости резкости в снимаемом пространстве. Возможность управления наклоном плоскости резкости позволяет получать интересные эффекты, и, чем больше формат светоприёмника (в данном случае, речь идёт о плёнке), тем эффект заметнее. Собственно, эффекта – два: один позволяет выделить резкостью разноудалённые точки изображения на фоне размытости остального, другой, наоборот, - позволяет сделать резким всё от ног до бесконечности, не прибегая, при этом, к широкоугольности объектива, для увеличения ГРИП. Прелесть этих двух эффектов в полной мере можно ощутить только в большом формате изображения, это, как хорошее вино, букет которого полноценно раскрывается только при определённых условиях. Обычные цифровые камеры, которыми снимают 99,9 процентов фотографов, не имеют этих возможностей, так как объектив жёстко установлен по отношению к матрице фотокамеры, соответственно, плоскость резкости всегда перпендикулярна оси объектива и камеры. Это, кстати, одна из причин, по которой цифровые пейзажисты так любят широкоугольные объективы. Дело в том, что в пейзаже, в большинстве случаев, должно быть резко всё, от кромки кадра – до бесконечности, причём, интересность и детализация переднего плана – очень важны. Широкоугольник позволяет, при не очень зажатой диафрагме, сделать изображение резким от метра до бесконечности, в то время как другие объективы (нормальные, и, тем более, телевики) не позволяют это сделать. Ещё один момент, связанный с плоскостью резкости, который надо учитывать, это то, что, даже при зажатой дыре, то есть, при большой глубине резкости, максимальные показатели резкости всё равно будут только в плоскости резкости. Это видно лишь при рассматривании в полном размере, и наиболее очевидно при съёмке на плёнку, так как цифровое изображение изначально не имеет полноценной резкости, она искусственно создаётся софтом камеры и при дальнейшей обработке, а значит – стираются эти различия. Я тут упоминал о кривизне плоскости резкости однолинзового объектива (монокля), так вот, именно из-за этой кривизны углы изображения, полученного такими объективами, размыты. Правда, надо оговориться, что это влияние, в первую очередь, кривизны плоскости изображения, а не плоскости резкости, но они между собой связаны. Моноклями я снимаю «Лингофом», но наклонять плоскость (сферу) резкости этих объективов бессмысленно, так как при этом - только ещё больше замываются углы изображения.
  В заключение проиллюстрирую несколькими картинками, сделанными студийно-полевой камерой «Linhof-Master», эти эффекты. Так как формат сайта не позволяет выкладывать картинки приемлемого размера – я даю увеличенные фрагменты некоторых изображений, а сами картинки, чуть покрупнее, можно найти в фотобанке сайта. Учитывайте, пожалуйста, что слайды сканировались на планшетном сканере "Epson", который не может передавать детали в тенях, да и в светах не особо, он, по природе своей, - размывает изображение, а в тенях - просто безобразно.

Выделение переднего плана

Ветки вишни сверху и кусты снизу находятся на расстоянии, около метра, плюс ко всему кадр снят сверху вниз; поэтому, при использовании открытой диафрагмы, для отделения веток от заднего плана, невозможно было бы, не наклонив плоскость резкости, сделать резким и низ, и верх. Здесь плоскость резкости наклонена в обратном (по отношению к типовому наклону) направлении, то есть верх передней стенки приближен к плёнке.

 

Типичный наклон плоскости

Здесь плоскость резкости выстилается в плоскость ячменного поля, от переднего плана до берёз на заднем плане, при этом облака вверху дозированно уходят из резкости, создавая эффект движения.

Увеличенный фрагмент предыдущего кадра

Здесь хорошо видно, что резкость находится в плоскости , проходящей от ближних колосков до берёз, а облака, чем выше, тем менее резкие.

 

Сильно наклонённая плоскость резкости

Плоскость резкости проходит через верх бревна разрушившегося дома и середину часовни на заднем плане. Всё остальное, даже плоскость воды, уходит в нерезкость, дабы окцентировать внимание зрителя только на этих объектах. Естесственно, здесь использовалась малая глубина резкости.

Фрагмент предыдущего кадра

Здесь хорошо видно, что глубина резкости очень маленькая - это поистине - плоскость. Тем не менее, и бревно под носом, и сильно удалённая часовня имеют резкие детали.

 

Резкий коридор при съёмке телеобъективом

Этот кадр снят 150-м объективом на слайд 6х7см, то есть для этого формата - это телеобъектив (он не даёт перспективных искажений пространства, в отличии от излюбленных цифровиками широкоугольников), тем не менее, кадр производит впечатление резкого, от травинок на переднем плане до дальнего плана в дымке. Здесь использовалась сильно зажатая диафрагма, близкая к максимальной, и наклон передней стенки (плюс уклоны задней стенки, для исправления перспективных искажений, связанных с наклоном камеры). Детали в тенях не выглядят резкими, так как это недостаток планшетного сканера (он не в состоянии прорабатывать детали в тенях и, в добавок, делает их нерезкими).

Фрагмент, подтверждающий резкость

Настоящей резкости здесь нет из-за недостатков планшетника, она лишь обозначена, но видно, что это не нерезкость. Ветки сосен прорисованы, а опавшие иголки и торчащий мох различимы даже при таком низком качестве цифрового изображения.

Подтверждение плоскости

Это фрагмент правой стороны кадра. Здесь видно, что ветки в верхнем углу находятся вне резкости, а детали, находящиеся на том же расстоянии от камеры, но внизу - резкие. Это подтверждает наклон плоскости резкости. В результате: несмотря на нерезкость верхних углов кадра, создаётся впечатление реальности фактуры из под ног до бесконечности. Полный кадр лучше смотреть в фотобанке: там он чуть покрупнее.

 

Плоскость резкости - по макушкам

Это ещё один пример картинки, которую невозможно сделать камерой без уклонов. Здесь плоскость резкости выстлана по макушкам светящейся в контровике травы, а травяная мешанина под ними размыта. При полноценном качестве сканирования и в большом формате - этот эффект смотрится воздушно и загадочно, кстати, в предыдущем параграфе я приводил аналогичный пример, но с кадра 9х12.