Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Загружена первая страница из последней поездки на Колыму.
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Зачем фотографии нерезкость


 Вроде бы чего тут обсуждать: ясно, что технически совершенный снимок должен быть резким. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, даже, когда речь идёт о чисто технической съёмке. Нерезкость в фотографии нужна не меньше, чем резкость. Пожалуй, самая распространённая область её применения – это, когда надо выделить объект на каком-то фоне. В этом случае, фон делают размытым (не резким), используя для этого различные приёмы. Самый простой – это использование длиннофокусного объектива с открытой диафрагмой: он позволяет «оторвать» объект от фона. Если это, по каким-либо причинам, не возможно, то размывку можно сделать при дальнейшей обработке в фотошопе, но размывка объектива всегда выглядит более естественно.

Объект, выделеный на фоне небольшой глубиной резкости

Пример выделения объекта резкостью на слегка размытом фоне. Фон ещё достаточно читаем, а фигура человека уже не влипает в пространство. При этом, нерезкая область занимает большую часть кадра и несёт важную смысловую и эстэтическую нагрузку.

Вариант размывки в фотошопе

Пример искусственного отделения объекта от фона, который был очень активным, при помощи инструментов фотошопа. Активность фона осталась довольно высокой, но он стал нести другую смысловую нагрузку, и объект отделился от фона.

Отрывание от фона с помощью небольшой глубины резкости объектива.

Пример выделения главного объекта, при помощи малой глубины резкости в макросъёмке.

 Если объект находится в движении, то его можно снять с проводкой, тогда всё вокруг объекта естественным образом смажется. Другая область применения нерезкости – это когда, наоборот, на фоне резких объектов что-то делается не резким. Нерезкость в виде смазки изображения часто применяется для передачи ощущения движения. Например, стремительно бегущий ручей, или водопад, будут хороши, если подобрать подходящую скорость срабатывания затвора. Короткая выдержка остановит движение в кадре, а очень длинная сделает из такого объекта что-то аморфное и не выразительное, поэтому выбор выдержки лежит где-то по середине.

Течение лесного ручья

Классический пример движения в природе. Плоскость резкости кадра 9х12 см. выставлена по замшелым островкам, а отражение и средний план - вне резкости. Выдержка даёт представление о скорости течения воды. И вот, вся эта нерезкость даёт ощущение живости природы и подчёркивает красоту резких участков.

Соединение некороткой выдержки со вспышкой

Благодаря установленой на камере чувствительности в 400 ед., ей было позволено отрабатывать выдержки больше 1/125, что при активном движении приводит к смазке, а вспышка фиксирует конец движения резким изображением. Это позволяет предавать ощущение движения в кадре.

Эффект бурлящей воды

Ночной ветер вскипятил гладь водохранилища и длительная выдержка (несколько секунд) позволила передать это ощущение. Это не нерезкость, это смазка воды, штрихи которой - вполне резкие.

 Экспериментируя можно получить очень интересный результат. Например, когда с длительной выдержкой снимают набегающие на берег моря волны, то получается эффект некоей облачности. Количество резких и нерезких областей в кадре можно варьировать, как и саму степень нерезкости и это сильно влияет на выразительность кадра. На одном краю этой шкалы лежит абсолютная видимая резкость. Приблизительно век назад существовала группа фотографов, которые назывались – «Группа 64». Они вообще не признавали диафрагменное число меньше чем 64, и полагали, что всё в кадре должно быть резким. На другом конце шкалы лежит полная нерезкость в кадре. И это тоже вполне допустимо в художественной фотографии. У многих талантливых фотографов вы сможете найти такие картинки, они сразу заставляют зрителя включать образное мышление. Здесь фотографа, особенно начинающего, подстерегает одна опасность. Любая нерезкость должна быть эстетична, а её присутствие – оправдано.

Полностью резкий кадр

Плоскость резкости в этом кадре выставлена так, что резко всё, от тычинок под ногами, до самых последних веток. Правда мелкий формат не позволяет полноценно ощутить эту резкость, так как, если сделать её в фотошопе больше, то кадр превращается в сухарь и уходит ощущение света.

Резкость лишь на переднем плане

В этом кадре плоскость резкости была выставлена перпендикулярно оси объектива, и была задана минимальная глубина резкости, с тем, чтобы сделать кадр образным и загадочным. Это пример, когда нерезкость подчёркивает состояние свето-воздушной среды.

Абсолютно не резкий кадр

Абсолютно нерезкий кадр, сделаный моноклем, но при нормальном увеличении видно, что контуры шариков, являющихся основой изображения - достаточно резкие, что вполне оправдывает нерезкость стволов и делает изображение необычным, загадочным и образным.

 Лично я предпочитаю включать в картинку, которая строится на размытости, маленькие резкие нюансы. Они подчёркивают глубину картинки (третье измерение) и красоту нежных очертаний размытого изображения.

Резкими оставлены лишь несколько деталей

Практически весь кадр уведён в нерезкость, в резкости оставлены лишь маленькие акценты. Это придало картинке воздушность, изящность, и загадку.

 Размытость можно получать используя различные фильтры, например, мазните по УФ-1 фильтру, который защищает переднюю линзу вашего объектива, жиром, типа свиного сала. Один мой знакомый – Фурсов А. шутил: «А я в ухе поковыряюсь – и мажу». Жиром можно наносить (кстати, с самим жиром надо экспериментировать – разный жир даёт разные результаты) различные структуры (линии), которые определённым образом влияют на изображение. Такое приспособление я, для себя, назвал «творческим фильтром» и, в своё время (когда ещё занимался чёрно-белой фотографией) 15 лет назад, не мало поэкспериментировал с ним – и получил очень интересные результаты и опыт.

Пример применения творческого фильтра

Съёмка велась в ночном парке после снегопада на 120 плёнку "Свему 64". Применение описанного выше фильтра позволило создать этот необычный эффект.

 Другой, своего рода фильтр, - это различные банки, склянки, и бутылки, которые держат перед объективом. Это направление блестяще развил, 10 – 15 лет назад, талантливый и неуёмный фотохудожник – Шечков Александр, хотя сам способ был известен давно. Он делал уникальные вещи, которые не каждый современный фотограф-цифровик способен оценить, в силу того, что не осознаёт разницу между цифровыми и аналоговыми технологиями. Софт-фильтры, обычные, сейчас с успехом заменяются фотошопом, а вот рисунок софт-объектива и, особенно такой его разновидности, как монокль, фотошоп заменить не может, потому что бокэ, которое они создают, можно сделать только в трёхмерном пространстве. В заключении хочу сказать, что даже в пейзаже, где принято считать, что всё, от переднего до заднего плана должно быть резко, контролируемая нерезкость даёт более интересные результаты, чем абсолютная резкость. Самый простой пример – это листва или трава, волнующаяся на ветру. Ещё пример: когда снимается холмистая местность, то плоскость резкости, выставленная по верхушкам холмов, (естественно, это возможно только при использовании неудобной камеры с уклонами) и правильно выбранная глубина резкости, позволяет создать некое ощущение глубины (3-х мерности) пространства, благодаря небольшой нерезкости во впадинах.

Плоскость резкости выставлена по макушкам цветов.

Плоскость резкости широкоформатной камеры была выставлена по верхушкам кипрея, но, при таком уменьшении картинки - это слабо видно. Это, конечно большой минус интернета, который воспитывает неправильноее отношение к технике фотографии. Рамки этого сайта не позволяют выкладывать в статьях картинки большего размера.

Увеличеный фрагмент прердыдущего кадра

Этот увеличенный фрагмент предыдущего кадра 9х12 см демонстрирует, что в нормальном формате картинка выглядит совсем иначе: она воздушна и красива своими акцентами, чего совсем не разглядеть в сжатом, но полном кадре.

 Контроль нерезкости очень важен в макрофотографии, так как всегда (если только это не снимок плоскости), из-за не большой глубины резкости, существенная часть кадра будет нерезкой. А раз это существенная часть, то надо позаботиться о том, чтобы она была красивой, это, в свою очередь, управляется степенью размытости, ракурсом, крупностью объекта и композицией (конечно же, в первую очередь, если это возможно, то светом).

Активная нерезкость

Нерезкость является главным сюжетом этого кадра, а резкие детали лишь дают понять, что это такое на самом деле.

  Надеюсь мне удалось убедить вас в том, что далеко не всегда надо стремиться к полной резкости в кадре и, что нерезкость не менее значимый инструмент в арсенале фотографа, чем резкость. Кроме того, нерезкая часть кадра должна быть очень тщательно выстроена, а степень нерезкости - контролируема.