Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из ...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     В "Тульской области(3)" пополнение
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Зачем фотографии нерезкость


 Вроде бы чего тут обсуждать: ясно, что технически совершенный снимок должен быть резким. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, даже, когда речь идёт о чисто технической съёмке. Нерезкость в фотографии нужна не меньше, чем резкость. Пожалуй, самая распространённая область её применения – это, когда надо выделить объект на каком-то фоне. В этом случае, фон делают размытым (не резким), используя для этого различные приёмы. Самый простой – это использование длиннофокусного объектива с открытой диафрагмой: он позволяет «оторвать» объект от фона. Если это, по каким-либо причинам, не возможно, то размывку можно сделать при дальнейшей обработке в фотошопе, но размывка объектива всегда выглядит более естественно.

Объект, выделеный на фоне небольшой глубиной резкости

Пример выделения объекта резкостью на слегка размытом фоне. Фон ещё достаточно читаем, а фигура человека уже не влипает в пространство. При этом, нерезкая область занимает большую часть кадра и несёт важную смысловую и эстэтическую нагрузку.

Вариант размывки в фотошопе

Пример искусственного отделения объекта от фона, который был очень активным, при помощи инструментов фотошопа. Активность фона осталась довольно высокой, но он стал нести другую смысловую нагрузку, и объект отделился от фона.

Отрывание от фона с помощью небольшой глубины резкости объектива.

Пример выделения главного объекта, при помощи малой глубины резкости в макросъёмке.

 Если объект находится в движении, то его можно снять с проводкой, тогда всё вокруг объекта естественным образом смажется. Другая область применения нерезкости – это когда, наоборот, на фоне резких объектов что-то делается не резким. Нерезкость в виде смазки изображения часто применяется для передачи ощущения движения. Например, стремительно бегущий ручей, или водопад, будут хороши, если подобрать подходящую скорость срабатывания затвора. Короткая выдержка остановит движение в кадре, а очень длинная сделает из такого объекта что-то аморфное и не выразительное, поэтому выбор выдержки лежит где-то по середине.

Течение лесного ручья

Классический пример движения в природе. Плоскость резкости кадра 9х12 см. выставлена по замшелым островкам, а отражение и средний план - вне резкости. Выдержка даёт представление о скорости течения воды. И вот, вся эта нерезкость даёт ощущение живости природы и подчёркивает красоту резких участков.

Соединение некороткой выдержки со вспышкой

Благодаря установленой на камере чувствительности в 400 ед., ей было позволено отрабатывать выдержки больше 1/125, что при активном движении приводит к смазке, а вспышка фиксирует конец движения резким изображением. Это позволяет предавать ощущение движения в кадре.

Эффект бурлящей воды

Ночной ветер вскипятил гладь водохранилища и длительная выдержка (несколько секунд) позволила передать это ощущение. Это не нерезкость, это смазка воды, штрихи которой - вполне резкие.

 Экспериментируя можно получить очень интересный результат. Например, когда с длительной выдержкой снимают набегающие на берег моря волны, то получается эффект некоей облачности. Количество резких и нерезких областей в кадре можно варьировать, как и саму степень нерезкости и это сильно влияет на выразительность кадра. На одном краю этой шкалы лежит абсолютная видимая резкость. Приблизительно век назад существовала группа фотографов, которые назывались – «Группа 64». Они вообще не признавали диафрагменное число меньше чем 64, и полагали, что всё в кадре должно быть резким. На другом конце шкалы лежит полная нерезкость в кадре. И это тоже вполне допустимо в художественной фотографии. У многих талантливых фотографов вы сможете найти такие картинки, они сразу заставляют зрителя включать образное мышление. Здесь фотографа, особенно начинающего, подстерегает одна опасность. Любая нерезкость должна быть эстетична, а её присутствие – оправдано.

Полностью резкий кадр

Плоскость резкости в этом кадре выставлена так, что резко всё, от тычинок под ногами, до самых последних веток. Правда мелкий формат не позволяет полноценно ощутить эту резкость, так как, если сделать её в фотошопе больше, то кадр превращается в сухарь и уходит ощущение света.

Резкость лишь на переднем плане

В этом кадре плоскость резкости была выставлена перпендикулярно оси объектива, и была задана минимальная глубина резкости, с тем, чтобы сделать кадр образным и загадочным. Это пример, когда нерезкость подчёркивает состояние свето-воздушной среды.

Абсолютно не резкий кадр

Абсолютно нерезкий кадр, сделаный моноклем, но при нормальном увеличении видно, что контуры шариков, являющихся основой изображения - достаточно резкие, что вполне оправдывает нерезкость стволов и делает изображение необычным, загадочным и образным.

 Лично я предпочитаю включать в картинку, которая строится на размытости, маленькие резкие нюансы. Они подчёркивают глубину картинки (третье измерение) и красоту нежных очертаний размытого изображения.

Резкими оставлены лишь несколько деталей

Практически весь кадр уведён в нерезкость, в резкости оставлены лишь маленькие акценты. Это придало картинке воздушность, изящность, и загадку.

 Размытость можно получать используя различные фильтры, например, мазните по УФ-1 фильтру, который защищает переднюю линзу вашего объектива, жиром, типа свиного сала. Один мой знакомый – Фурсов А. шутил: «А я в ухе поковыряюсь – и мажу». Жиром можно наносить (кстати, с самим жиром надо экспериментировать – разный жир даёт разные результаты) различные структуры (линии), которые определённым образом влияют на изображение. Такое приспособление я, для себя, назвал «творческим фильтром» и, в своё время (когда ещё занимался чёрно-белой фотографией) 15 лет назад, не мало поэкспериментировал с ним – и получил очень интересные результаты и опыт.

Пример применения творческого фильтра

Съёмка велась в ночном парке после снегопада на 120 плёнку "Свему 64". Применение описанного выше фильтра позволило создать этот необычный эффект.

 Другой, своего рода фильтр, - это различные банки, склянки, и бутылки, которые держат перед объективом. Это направление блестяще развил, 10 – 15 лет назад, талантливый и неуёмный фотохудожник – Шечков Александр, хотя сам способ был известен давно. Он делал уникальные вещи, которые не каждый современный фотограф-цифровик способен оценить, в силу того, что не осознаёт разницу между цифровыми и аналоговыми технологиями. Софт-фильтры, обычные, сейчас с успехом заменяются фотошопом, а вот рисунок софт-объектива и, особенно такой его разновидности, как монокль, фотошоп заменить не может, потому что бокэ, которое они создают, можно сделать только в трёхмерном пространстве. В заключении хочу сказать, что даже в пейзаже, где принято считать, что всё, от переднего до заднего плана должно быть резко, контролируемая нерезкость даёт более интересные результаты, чем абсолютная резкость. Самый простой пример – это листва или трава, волнующаяся на ветру. Ещё пример: когда снимается холмистая местность, то плоскость резкости, выставленная по верхушкам холмов, (естественно, это возможно только при использовании неудобной камеры с уклонами) и правильно выбранная глубина резкости, позволяет создать некое ощущение глубины (3-х мерности) пространства, благодаря небольшой нерезкости во впадинах.

Плоскость резкости выставлена по макушкам цветов.

Плоскость резкости широкоформатной камеры была выставлена по верхушкам кипрея, но, при таком уменьшении картинки - это слабо видно. Это, конечно большой минус интернета, который воспитывает неправильноее отношение к технике фотографии. Рамки этого сайта не позволяют выкладывать в статьях картинки большего размера.

Увеличеный фрагмент прердыдущего кадра

Этот увеличенный фрагмент предыдущего кадра 9х12 см демонстрирует, что в нормальном формате картинка выглядит совсем иначе: она воздушна и красива своими акцентами, чего совсем не разглядеть в сжатом, но полном кадре.

 Контроль нерезкости очень важен в макрофотографии, так как всегда (если только это не снимок плоскости), из-за не большой глубины резкости, существенная часть кадра будет нерезкой. А раз это существенная часть, то надо позаботиться о том, чтобы она была красивой, это, в свою очередь, управляется степенью размытости, ракурсом, крупностью объекта и композицией (конечно же, в первую очередь, если это возможно, то светом).

Активная нерезкость

Нерезкость является главным сюжетом этого кадра, а резкие детали лишь дают понять, что это такое на самом деле.

  Надеюсь мне удалось убедить вас в том, что далеко не всегда надо стремиться к полной резкости в кадре и, что нерезкость не менее значимый инструмент в арсенале фотографа, чем резкость. Кроме того, нерезкая часть кадра должна быть очень тщательно выстроена, а степень нерезкости - контролируема.