Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Превращение утра в день на торфяниках
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Тональность в фотографии


 Тональность в фотографии не менее значима, чем в музыке. Все знают, чем минор отличается от мажора, такое же различие в фотографии между тёмной тональностью и светлой. Эти тональности иногда ещё называют тёмным ключом и светлым. Под тональностью следует понимать суммарную плотность (тёмность) изображения. Если в кадре преобладают тёмные тона, то тональность такого кадра будет считаться тёмной, а, если светлые, то - светлой. Понятно, что чем ближе к крайности, тем более выражена тональность. Большинство изображений в мире находится в обычной тональности, можно сказать в средней, правда сейчас появилась тенденция – делать фотографии ближе к тёмной тональности, что довольно печально, и вот почему. Тёмная тональность применяется для драматизации изображения, она повышает выразительность именно этой составляющей основной идеи снимка. А теперь задумайтесь: стоит ли драматизировать мир, который вы создаёте в своих фотографиях – это ваш мир, каким вы его создадите – таким он и будет! Конечно, надо создавать разные фотографии, но увлекаться драматизацией не стоит, не смотря на внешний эффект. Кстати, в тёмной тональности можно создавать вполне жизнерадостные картины, но это уже мастерство. Изображения в светлом ключе создают ощущение лёгкости, воздушности, бестелесности. Светлой тональностью хорошо подчёркивать изящность формы. Светлая тональность создаёт радостное солнечное настроение, но в ней можно показать и драму.
  Тональность кадра может стать тёмной или светлой вполне естественным путём, а может искусственно создаваться. Естественным путём – это когда экспозиция кадра нормальная, а сюжет выбирается (или формируется светом) таким образом, чтобы в кадре доминировала желаемая тональность. Об экспозиции, что это такое и как ей управлять я расскажу в другом параграфе, чуть позже. Искусственным путём – это когда увеличивают или уменьшают экспозицию с целью осветления или, соответственно, притемнения изображения, переводя его, таким образом, в ту или иную тональность.

Японский мотив

Светлая тональность этого кадра получена искусственным путём при помощи фотошопа, с целью обнажения художественного образа.

 

Цветение в яблоневом саду

Этот кадр был снят моноклем с увеличенной экспозицией с целью создания ощущения лёгкости и свечения цветущего яблоневого сада. Ни каких фотошоповских эффектов здесь нет.

 

Мокрый снег в парке

Это репродукция с чёрно-белой фотографии, сделанной по классической технологии. Негатив был снят при освещении уличных фонарей нормальным объективом с "творческим" светофильтром. Экспозиция при съёмке и дальнейшая печать фотографии позволили сделать ночной кадр близким к светлой тональности. Только всё это вместе дало желаемый эффект.

 

Кто мы?

Это нормально экспонированный цифровой кадр, который был переведён при помощи фотошопа в тёмную тональность с целью драматизации.

 

Прокатный стан

Тёмная тональность этого слайда была получена естесственным путём. В слабо освещённом помещении цеха мощными вспышками были высвечены две машины прокатного стана, плюс свечение прокатываемого листа. Все отвлекающие детали ушли во мрак, создав атмосферу таинственности.

 

Восход перед дождём

Слайд был недоэкспонирован на 2/3 ступени экспозиции с целью усугубления ощущения не сдающегося мрака на восходе, который был из-за тяжёлых дождевых облаков, через несколько минут пролившихся дождём.

 

Половодье в лесу

Естесственная тёмная тональность, обусловленная выбором содержимого кадра.

 

 И тёмная и светлая тональности картинки сами по себе являются эффектом для нашего восприятия, так как мы привыкли видеть вокруг себя среднюю тональность, где есть всё от самого яркого до самого тёмного примерно в равных долях, поэтому изображения, тяготеющие к крайним тональностям, как правило, эффектнее обычных. А уж когда белый снег вдруг становится тёмно-синим, или ещё какого-нибудь цвета, но тёмным, или тёмно-зелёные деревья вдруг становятся светлыми, как снег – то такие кадры заведомо будут эффектнее обычных. Так что тональностью можно управлять, и нужно правильно оценивать её значение.