Тональность в фотографии
Тональность в фотографии не менее значима, чем в музыке. Все знают, чем минор отличается от мажора, такое же различие в фотографии между тёмной тональностью и светлой. Эти тональности иногда ещё называют тёмным ключом и светлым. Под тональностью следует понимать суммарную плотность (тёмность) изображения. Если в кадре преобладают тёмные тона, то тональность такого кадра будет считаться тёмной, а, если светлые, то - светлой. Понятно, что чем ближе к крайности, тем более выражена тональность. Большинство изображений в мире находится в обычной тональности, можно сказать в средней, правда сейчас появилась тенденция – делать фотографии ближе к тёмной тональности, что довольно печально, и вот почему. Тёмная тональность применяется для драматизации изображения, она повышает выразительность именно этой составляющей основной идеи снимка. А теперь задумайтесь: стоит ли драматизировать мир, который вы создаёте в своих фотографиях – это ваш мир, каким вы его создадите – таким он и будет! Конечно, надо создавать разные фотографии, но увлекаться драматизацией не стоит, не смотря на внешний эффект. Кстати, в тёмной тональности можно создавать вполне жизнерадостные картины, но это уже мастерство. Изображения в светлом ключе создают ощущение лёгкости, воздушности, бестелесности. Светлой тональностью хорошо подчёркивать изящность формы. Светлая тональность создаёт радостное солнечное настроение, но в ней можно показать и драму. Тональность кадра может стать тёмной или светлой вполне естественным путём, а может искусственно создаваться. Естественным путём – это когда экспозиция кадра нормальная, а сюжет выбирается (или формируется светом) таким образом, чтобы в кадре доминировала желаемая тональность. Об экспозиции, что это такое и как ей управлять я расскажу в другом параграфе, чуть позже. Искусственным путём – это когда увеличивают или уменьшают экспозицию с целью осветления или, соответственно, притемнения изображения, переводя его, таким образом, в ту или иную тональность.
Светлая тональность этого кадра получена искусственным путём при помощи фотошопа, с целью обнажения художественного образа.
Этот кадр был снят моноклем с увеличенной экспозицией с целью создания ощущения лёгкости и свечения цветущего яблоневого сада. Ни каких фотошоповских эффектов здесь нет.
Это репродукция с чёрно-белой фотографии, сделанной по классической технологии. Негатив был снят при освещении уличных фонарей нормальным объективом с "творческим" светофильтром. Экспозиция при съёмке и дальнейшая печать фотографии позволили сделать ночной кадр близким к светлой тональности. Только всё это вместе дало желаемый эффект.
Это нормально экспонированный цифровой кадр, который был переведён при помощи фотошопа в тёмную тональность с целью драматизации.
Тёмная тональность этого слайда была получена естесственным путём. В слабо освещённом помещении цеха мощными вспышками были высвечены две машины прокатного стана, плюс свечение прокатываемого листа. Все отвлекающие детали ушли во мрак, создав атмосферу таинственности.
Слайд был недоэкспонирован на 2/3 ступени экспозиции с целью усугубления ощущения не сдающегося мрака на восходе, который был из-за тяжёлых дождевых облаков, через несколько минут пролившихся дождём.
Естесственная тёмная тональность, обусловленная выбором содержимого кадра.
И тёмная и светлая тональности картинки сами по себе являются эффектом для нашего восприятия, так как мы привыкли видеть вокруг себя среднюю тональность, где есть всё от самого яркого до самого тёмного примерно в равных долях, поэтому изображения, тяготеющие к крайним тональностям, как правило, эффектнее обычных. А уж когда белый снег вдруг становится тёмно-синим, или ещё какого-нибудь цвета, но тёмным, или тёмно-зелёные деревья вдруг становятся светлыми, как снег – то такие кадры заведомо будут эффектнее обычных. Так что тональностью можно управлять, и нужно правильно оценивать её значение. |