Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     В "Тульской области(3)" пополнение
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Типы осветительных приборов и приспособлений для профессиональной съёмки


    Для фотосъёмки пригодны практически любые источники света, но гораздо удобнее пользоваться осветителями, которые спроектированы и созданы специально для фотосъёмок. Специальное оборудование позволяет удобно и оперативно менять важные параметры света, такие как мощность светового потока, степень рассеяния, цвет и цветовую температуру. Осветительное оборудование бывает чисто студийное, бывает студийное с возможностью использования вдали от электросети, а бывает просто переносное и лёгкое. Все источники света для фотографии делятся на импульсные и источники постоянного света. Источники постоянного света бывают галогенные и флуоресцентные (обычные лампы накаливания уже не применяют). Теперь подробнее. Понятно, что в студии можно использовать любое осветительное оборудование, которое только позволяют вместить размеры помещения. То оборудование, которое может работать только от электросети можно считать чисто студийным. К нему относятся импульсные моноблоки, галогенные осветители и флуоресцентные панели. Некоторые комплекты импульсных осветителей делают в виде набора головок, работающих от одного мощного генератора, такой свет можно использовать и на пленере. В простейшем случае фотовспышка на камере является переносным источником света для фотографии, а если взять таких вспышек несколько, да ещё оснастить их специальными насадками, например, зонтиками, то вот вам и переносная осветительная система. Ещё к переносному осветительному оборудованию можно отнести мощный аккумуляторный фонарь, который некоторые пейзажисты используют для ночных съёмок пейзажа и архитектуры.
  Теперь немного о плюсах и минусах импульсных источников и источников постоянного света. Главное достоинство импульсных источников света в том, что они позволяют “остановить” даже очень быстрое движение, например, полёт пули. При съёмке портрета, многие портретируемые не выдерживают мощного постоянного света, у них начинают слезиться глаза и они не могут расслабиться, а импульсный свет не создаёт этих проблем. Постоянный галогенный свет выделяет много тепла и с ним нельзя снимать объекты, которые это тепло не переносят, например, некоторые изделия из крема, или натуральный конденсат на бутылке, и так далее. При изменении мощности постоянного источника света меняется его цветовая температура, а у импульсного остаётся неизменной. Это очень важно при съёмке на плёнку, но и при съёмке на цифру могут возникать ситуации, когда такое изменение очень не желательно. Например, если какой то объект освещается несколькими источниками света, заметно отличающимися по мощности, а надо точно передать цвет этого объекта. У постоянного света есть один неоспоримый плюс – его легко контролировать визуально, что очень желательно при создании тонких световых эффектов. Когда приходится снимать в помещении с достаточно сильным и не желательным освещением, а убрать его не возможно, то справиться с задачей помогут опять-таки импульсные источники (с помощью короткой выдержки). Для того, чтобы свет от импульсных источников можно было контролировать, студийные вспышки снабжают “пилотным” светом, то есть галогенными лампами не очень большой мощности. Кроме того, они оборудуются байонетом для крепления насадок, формирующих качество светового потока. У каждой фирмы-производителя таких источников света свой байонет и соответственно насадки, количество и качество которых тоже у всех разное. Наиболее используемые насадки это рефлекторы разных форм, размеров и конструкций, тубусы, софтбоксы с различными размерами, внутренними покрытиями и конструкциями, зонты и споты. Спот даёт направленное сфокусированное световое пятно. Зонты можно использовать на просвет и на отражение. Их делают с разными поверхностями. Зонт даёт мягкий направленный свет. Софтбокс даёт рассеянный свет, чем больше габариты, тем больше рассеяние. Тубус даёт небольшое световое пятно, но оно не фокусируется линзой, как у спота. Рефлекторы дают разный, в зависимости от конструкции, свет от жёсткого до рассеянного. На сегодняшний день эти приборы производят достаточно много фирм. Конструктивные решения, цены и качество у них отличаются. Наиболее зарекомендовавшие себя у нас в стране фирмы это Bowens, Hensel, Elinchrom.
  Современные галогенные осветители тоже имеют различные насадки, хотя и не так много, как импульсные. С ними можно использовать конверсионные фильтры для изменения цветовой температуры. Наилучшим образом зарекомендовали себя осветители фирмы Dedolight. Они могут давать сфокусированный равномерный свет лучом от нескольких градусов до нескольких десятков градусов, так же с ними можно использовать специальные софтбоксы для рассеянного света. Для них создано большое количество гобо. Гобо – это металлические или стеклянные трафареты для проекционных приборов.  Эти приборы изначально применялись в кинематографе, а уж потом их облюбовали фотографы. Для некоторых галогенных источников существуют очень интересные световолоконные оптические насадки. Их ещё называют “световая кисть”. С их помощью можно буквально, как кистью по холсту, писать светом по объекту прикладной съёмки.
  Флуоресцентные панели имеют более ограниченную область применения, чем предыдущие осветительные приборы, но они интересны тем, что дают равномерный свет и не греются.
  Помимо самих осветительных приборов в профессиональной съёмке используются различные отражатели, оттенители, рассеиватели и экраны. Отражателем может служить любая достаточно светлая поверхность, но помимо этого существуют ещё гибкие отражатели, так называемые лайтдиски, которые бывают разных форм (круг, эллипс, квадрат, и так далее), имеют несколько видов покрытий, и легко сворачиваются для переноски в компактном чехле. При съёмках иногда бывает необходимость не только подсветить объект, а и убрать лишний, дабы, что-то затенить или убрать блики. Для этих целей используют оттенители, в роли которых может выступить любой не очень светлый предмет, а в частном случае это чёрные панели, их ещё называют ”флаги“. Экраны делают из специальных светоотражающих материалов и предназначены они, как следует из самого названия, для проекции на них какой-нибудь картинки или рисунка. Экран также может служить отражателем. Рассеивателем может быть любой объект, проходя сквозь который, или отражаясь от которого свет рассеивается. Профессиональных рассеивателей существует тоже достаточно много. Самые распространённые это просветные и отражающие зонты, софтбоксы, бестеневые короба, и некоторые виды рефлекторов. Бестеневые короба бывают разных размеров и конструкций и предназначены для съёмки сильно бликующих объектов небольших размеров. Рефлекторы с матированной внутренней поверхностью уже являются рассевателями, а рефлекторы большого диаметра, да ещё и с закрытой центральной частью и вовсе очень хорошо рассеивают свет. Матовый отражатель тоже может служить рассеивателем, если на него направить жёсткий свет. Как частный вид рассеивателя можно упомянуть просветный стол для прикладной съёмки.
  Чтобы все эти осветители, отражатели, оттенители, и так далее надёжно держались в нужном месте и направлении, существует огромное количество разнообразных штативов, и поддерживающих конструкций, где каждая фитюлька стоит не малых денег.
 Вот, пожалуй, и всё, что надо знать об основных типах профессионального осветительного оборудования в фотографии, чтобы в нём ориентироваться.