Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Превращение утра в день на торфяниках
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Зачем нужен штатив


Что такое штатив (трипод, по-русски – тренога), знают все, но не каждый знает, для чего он нужен фотографу в наше время. Начнём с того, что штативы нужны для разных целей, поэтому они бывают разные. Существуют штативы для фотокамер, штативы для видеокамер, штативы для осветителей, гибкие штативы для поддержки дополнительного оборудования, стационарные штативы (для больших кино - и фотостудий) и специализированные. Здесь речь пойдёт о штативах для фотокамер, но даже эти отдельно взятые штативы сильно отличаются по характеристикам. К примеру, в больших фотостудиях для карданных камер иногда используют тяжёлый штатив на колёсиках и даже с тормозами. В обычной студии будет использоваться обыкновенная тренога, а в конце этой линейки штативов можно поставить карманный туристический штатив со струбциной и коническим штопором, для вворачивания в дерево. Конечно, не все штативы можно назвать треногой – так, есть штатив, у которого всего одна нога, и называется он – монопод. Прежде чем рассказать, как правильно выбрать штатив, поясню, зачем он может понадобиться. Во-первых, штатив нужен для громоздких студийных камер, карданных и деревянных, так как ими в принципе с рук снимать невозможно. Во-вторых, если съёмка производится с многократным экспонированием. В-третьих, если вы выстраиваете какую-то сложную композицию, то вам необходимо контролировать её через камеру, внося в неё поправки, при этом сама камера не должна перемещаться. В-четвёртых, при длительных экспозициях, так как если объектив без стабилизатора изображения, то знаменатель выдержки с рук не должен быть меньше фокусного расстояния объектива (если f = 100 мм, то скорость срабатывания затвора не должна быть меньше 1/100 с), особенно в макро-режиме. Стабилизатор изображения позволяет улучшить эту характеристику в несколько раз, можно даже снимать ночью город, если есть куда прислониться, но всё же эти возможности небезграничны, и лучше воспользоваться штативом. В-пятых, если вы хотите сделать сильную смазку не очень быстрого движения. В-шестых, макро-режим, в общем случае, предполагает использование штатива. В-седьмых, если вы хотите снять автопортрет, то штатив лучше всех подержит вашу фотокамеру. В-восьмых, в утренние и вечерние часы, при съёмке пейзажа с хорошо прикрытой диафрагмой (особенно при среднем и крупном формате камеры) понадобится штатив, а не высокая чувствительность.

  Теперь расскажу, как правильно выбрать штатив для фотоаппарата. Понятно, что трёхногий помощник не должен вас сильно отягощать, а, значит, должен быть не очень тяжёлым, надёжным и удобным в работе. Всё это достижимо, если правильно учесть требования под вашу конкретную ситуацию. Требования могут быть следующими: 1. Весовая категория штатива определяет, какие камеры на него можно устанавливать, а какие не стоит. Общее правило гласит, что вес штатива с головкой должен быть не меньше веса камеры. С другой стороны, всегда желательно, чтобы штатив был как можно легче. Чтобы правильно определиться с весом надо учитывать ещё одну характеристику штатива, а именно - его жёсткость. 2. Штатив должен быть жёстким, а не жидким, только тогда можно гарантировать отсутствие шевелёнки и отсутствие сдвижек при многократном экспонировании. На жёсткость влияет профиль, его толщина и материал, из которого он сделан, кроме того, конструкция соединителей раздвижных ног. Большое значение имеет качество изготовления, поэтому я доверяю только зарекомендовавшим себя фирмам-изготовителям профессиональных штативов. Это фирмы Manfrotto, Velbon и Slik. Проверить жёсткость системы штатив – головка – камера можно легко на глазок. Надо установить и надёжно закрепить камеру на штативе, после чего приложить пальцем нагрузку к наиболее удалённой от крепёжного винта точке на камере и, соскользнув пальцем, резко снять нагрузку. Хорошая система не должна после этого вибрировать как студень. 3. У некоторых штативов ноги расставляются автономно, но ситуаций, в которых это необходимо, крайне мало, а жёсткость штатива при этом уменьшается, поэтому предпочтительнее штативы, у которых ноги соединены с центральной трубой. 4. Высота штатива при максимальном и минимальном раздвижении бывает разной, значит надо определить, какой диапазон высот расположения камеры потребуется. 5. Для работы в студии лучше брать чёрный штатив, тогда будет меньше вероятность того, что возникнет ситуация, в которой надо прикрывать штатив чёрной тканью. 6. Если нужно снимать с очень маленькой высоты, например, при макросъёмке, то подойдёт штатив с короткой центральной штангой и с возможностью сильного раздвижения ног – больше 45º. Кроме того, некоторые штативы позволяют прикручивать штативную головку не только сверху центральной штанги, но и снизу. Это, конечно, не очень удобно, но если такая необходимость редка, то подобное техническое решение поможет выйти из положения. 7. Бывают ситуации, когда достаточно одной ноги монопода, например, когда приходится долго, порой часами, следить за событиями, и особенно если через телевик. Руки устают довольно быстро, а монопод снимает проблему.

  Штативная головка - это хоть и составляющая часть штатива, но всё же вполне самостоятельная, и вы можете установить на понравившийся вам штатив любую другую головку. Конструкции штативных головок тоже сильно отличаются друг от друга. Бывают головки с независимыми степенями свободы, а бывают шаровые, то есть с зависимыми свободами. В советские времена, когда любая хорошая техника была труднодосягаема, был бум на шаровые головки с большим красивым шаром. Эти головки народ заказывал хорошим токарям  и фрезеровщикам на оборонных предприятиях, но на самом деле, эти головки имеют ограниченное применение, несмотря на своё качество и красоту. Эта ограниченность связана с зависимостью степеней свободы. С помощью этой головки можно одним движением установить камеру в нужном направлении, но она не позволяет менять положение камеры в одной отдельно взятой плоскости, что довольно часто бывает нужно. При съёмке с небольших расстояний, например, при макросъёмке, важно, чтобы поворот камеры в какой-либо плоскости не сильно смещал её относительно объекта съёмки, а, значит, поворотные плечи головки должны быть минимальными. Стопорные ручки у штативных головок бывают разной длины. В одной ситуации удобно работать с длинными ручками (если камера с объективом - тяжёлые), а в другой ситуации – с короткими (длинные торчат и мешают перемещениям вокруг камеры). Вам выбирать, что важнее. Сами стопоры должны работать чётко. Для фиксации камеры должно хватать короткого вращательного движения руки, а сама фиксация должна быть надёжной. Некоторые головки снабжают уровнем, иногда это действительно нужно, но крайне редко. Современные головки частенько снабжают съёмной площадкой, это очень удобно, но площадка должна надёжно фиксироваться в головке. Для фотокамеры эта площадка должна быть небольшой, а вот большие площадки применяются для видеокамер. Существует два стандарта крепления камер к штативной головке – это 1/4" и 3/4". Приличные головки комплектуются обоими винтами.

   Вот, в основном, и всё, что нужно знать о штативах, чтобы правильно их применять.