Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Добавлена папка в "Фотогалерее"
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Типы объективов и их отличия


                                    

За столько лет существования фотографии и фотоаппаратов было разработано огромное количество разновидностей объективов. Я не собираюсь даже перечислять их все, так как эти знания совершенно не нужны, для того, чтобы делать хорошие фотографии. Ограничусь лишь основными типами современных объективов. Начну с того, что со времён рождения фотоаппаратов существовали объективы, созданные по разным оптическим схемам. Каждый оптик-изобретатель пытался создать уникальный объектив, который по своим характеристикам превосходил бы другие объективы. К основным характеристикам объективов можно отнести: фокусное расстояние, разрешающая способность, степень однородности разрешающей способности по площади кадра (другими словами, степень «замывания» углов), степень дисторсии (бочкообразности или подушковидности изображения), уровень аберраций, максимально возможное относительное отверстие (светосила) объектива, площадь покрытия кадра (кроющая способность), боке, светорассеяние. На сегодняшний день существует много характеристик объективов, которые к основным вроде, как и не относятся, но оказываются не менее важными. Например, есть ли стабилизатор изображения, диаметр резьбы под светофильтр, диапазон зуммирования, и так далее, их много.

 По области применения, объективы получили свои названия, и естественно они отличаются своими техническими характеристиками. Перечислю некоторые из них: стеноп, штатный объектив, портретный, софт-объектив, репродукционный, макро-объектив, шифт-объектив, и другие. Стеноп – это простейший объектив, который применялся ещё в камере-обскуры. По существу это и не объектив, а просто маленькая дырочка в передней стенке фотокамеры. При съёмке таким объективом требуются очень длинные выдержки, так как дырочка очень маленькая, но в отличие от всех линзовых объективов, стеноп делает резким всё изображение, от передней стенки до бесконечности. Штатный объектив – это тот, который обычно продаётся в комплекте с камерой под сменную оптику и это, как правило, дешёвый объектив с нормальным фокусным расстоянием или зум-объектив малой кратности, близкий к нормальному объективу. Портретные объективы оптимизированы под съёмку портретов различной крупности. Все они являются длиннофокусными, за счёт чего не искажаются пропорции портрета и появляется возможность снимать человека с большего расстояния, что создаёт более комфортную атмосферу. Кроме того, эти объективы обладают мягким рисунком, что позволяет сглаживать мелкие нежелательные детали лица. Софт-объектив – это объектив, который даёт мягкий рисунок, который, в свою очередь, отличается в лучшую сторону от того, чего можно достичь применением софт-насадок. Разновидностью софт-объектива можно считать монокль, который, как и все его собратья применяется в художественной съёмке. Репродукционный объектив – это объектив с выровненной плоскостью резкости. У всех других объективов эта плоскость сферическая, особенно у монокля, а у репродукционных – она максимально приближена к прямолинейной плоскости. Эти объективы применяют для печати изображений и репродукционных съёмок. Макро-объектив сконструирован так, что он позволяет снимать объекты с очень близкого расстояния с большим увеличением и увеличенной глубиной резкости, например, в масштабе 1:1. Шифт-объектив – это объектив, в конструкции которого предусмотрено смещение основного блока перпендикулярно своей оси. Применяются они для устранения перспективных искажений, как правило, при съёмке архитектуры.

  Теперь коротко остановлюсь на основных моментах. Оптическая схема – это схема расположения линз объектива друг относительно друга, характеристика очень важная, так как сильно влияет на рисунок, а именно: на резкость и её распределение по кадру; на мягкость; на боке; на все аберрации; на светосилу; на массу объектива. Перечислю названия некоторых оптических схем: это монокль, перископ, триплет, ахромат, апланат, анастигмат, зеркальный, и так далее. Тем не менее, сейчас мало кто заморачивает себе голову этими схемами, разве что оптики. Обычно просто выбирают по вторичным параметрам – резкий объектив или мягкий, по производителю, и так далее. На качество и красоту рисунка сильно влияет качество используемого стекла. Именно по этой характеристике мировым лидером считается фирма «Цейс», производящая оптическое стекло. Некоторые производители объективов используют цейсовские линзы, но их не так много, в основном все снимают оптикой с роденштоковскими линзами и линзами других производителей. По европейским канонам ценится именно мягкая оптика, такая как цейсовская, а по японским – жёсткая, такая как у Никона, у Фуджи, у Минольты. Это, что называется, на любителя. Для профессиональной (и вообще для красивой) фотографии большое значение имеет такой параметр, как – боке. Боке – это характер и степень размытости изображения, находящегося вне плоскости резкости. У профессиональных объективов боке лучше, чем у любительских, но и у профессиональных эта характеристика заметно отличается. На характер размытости сильно влияет фокусное расстояние объектива, чем оно больше, тем степень размытости больше, а глубина резкости меньше. Правда, боке – это не столько степень размытости, сколько её красота – довольно субъективный фактор, а не технический. Что касается упомянутой здесь глубины резкости, то под ней понимается расстояние между передней и задней границей снимаемого пространства, в пределах которых изображение выглядит резким. Эта характеристика – техническая, а по сему имеет свои чётко оговорённые параметры  в виде радиуса размытия изображения точки. То есть если размытие больше общепринятого, то изображение считается не резким. Хочу заметить, изображения в интернетовских форматах часто выглядят абсолютно резкими, от переднего плана до бесконечности, но на самом деле это не так. При 100% увеличении полноценного кадра видно, что у любого кадра есть плоскость резкости, которая имеет не большую глубину, потому и называется плоскостью. Всё, что в эту плоскость не попадает – менее резко. Наиболее сильно это выражено у длиннофокусных объективов, так называемых «телевиков». Меньше всего - у самых короткофокусных (они же – сверхширокоугольные), их ещё называют «рыбий глаз», так как они на него похожи, а угол охвата изображения у них приближается к 180º. На величину глубины резкости сильно влияет диафрагма (относительное отверстие объектива), чем она больше, тем больше и глубина резкости. У каждого объектива она меняется от минимальной до максимальной. Этот минимум и максимум у каждого объектива свой и это очень важная характеристика. Минимальная диафрагма (минимальное число, например – 1,4) - это максимальное относительное отверстие, которое называется светосилой объектива, влияет на светлость объекта, рассматриваемого через объектив, и степень максимальной размытости нерезких участков. Максимальная диафрагма (максимальное число, например – 64), это минимальное относительное отверстие, влияет на глубину резкости и количество сочетаний выдержка – диафрагма. Чем диафрагма больше, тем больше этих сочетаний. Это важно при высокой освещённости объекта. Проблема может иметь место при студийном освещении, когда не плохо бы поставить диафрагму по больше, а объектив не позволяет. От минимума до максимума диафрагма меняется кратно ступеням экспозиции либо плавно, либо ступенчато. У разных объективов разное количество ламелей, которые прикрывают диафрагму. Чем больше ламелей, тем больше форма отверстия диафрагмы приближается к кругу, а чем ближе к кругу, тем лучше, так как это влияет на боке. И ещё, не во всём диапазоне диафрагм объектива изображение будет одинаково резким. Считается, что наилучшей резкости изображения можно добиться, если снимать со значениями диафрагмы близкими к средним значениям, для этого объектива. К примеру, если объектив имеет диапазон диафрагм от 2,8 до 22, то наилучшие характеристики по резкости будут в пределах от 5,6 до 11. На максимальной диафрагме глубина резкости будет максимальной и изображение, при малом увеличении, будет казаться абсолютно резким, но при 100% увеличении окажется, что общая резкость упала.

  Теперь о градации объективов по величине фокусного расстояния. Важнейшая характеристика любого объектива – это угол обзора, который напрямую связан с фокусным расстоянием. Чем угол обзора больше, тем фокусное расстояние меньше. Фокусное расстояние объектива – это расстояние от плоскости кадра до оптического центра объектива, при его наведении на бесконечность. Что такое угол обзора, думаю, понятно без объяснений. По величине фокусного расстояния объективы подразделяют на короткофокусные (обычно их называют широкоугольными), нормальные и длиннофокусные (телеобъективы). В зависимости от того, для какого формата кадра объектив предназначен, один и тот же объектив может быть нормальным и широкоугольным, или нормальным и телевичком. Это хорошо просматривается на примере форматной камеры. Если снимать объективом с F=150 мм на лист 4×5", то этот объектив будет нормальным (то есть угол обзора у него будет около 45º), а если поставить адаптер 6×7 см, то тот же объектив будет уже небольшим телевичком, так как угол обзора уменьшится примерно вдвое. Для кадра 24×36 мм, то есть узкоплёночного, нормальным считается объектив с F=50 мм, телеобъектив – когда F=80 мм и больше, а широкоугольный (короткофокусный), когда F=35 мм и меньше. В зависимости от фокусного расстояния специфика рисунка объектива сильно меняется по нескольким параметрам. Любой фотограф желает иметь объективы с разными фокусными расстояниями, от самого малого до самого большого с удобным для него шагом. Такой набор объективов принято называть «линейкой объективов». Не так давно стали выпускать объективы с переменным фокусным расстоянием, и это очень удобно в абсолютном большинстве случаев, но объективы с фиксированным фокусным расстоянием дают более качественную картинку. Что касается разницы в рисунке объективов с разным фокусным расстоянием, то она есть и довольно заметная. Так нормальный объектив имеет минимальные перспективные искажения, а угол обзора приближается к углу обзора человеческого глаза. Длиннофокусные объективы, как бы сжимают пространство, и чем больше фокусное расстояние, тем сильнее выражен этот эффект. Они не только приближают объект съёмки, но и сближают передний и задний планы. Ещё их используют, когда нужно размыть задний план, чтобы выделить передний. Короткофокусные объективы наоборот растягивают пространство, то есть при съёмке в маленькой комнате будет ощущение, что это большой холл. Изображение растягивается к углам, а геометрические пропорции нарушаются.

  Теперь о таком параметре, как кроющая способность. Этот параметр очень важен для объективов, которые имеют возможность смещаться перпендикулярно своей оси параллельно плоскости кадра. Это имеет место в форматных камерах и в специальных объективах с «шифтом», предназначенных для съёмки архитектуры малоформатными и среднеформатными камерами. Чем большую площадь кадра такой объектив перекрывает, тем большее смещение он позволяет сделать. Для других объективов этот параметр не имеет большого значения и, поэтому, ни где не указывается. Для всех объективов и, особенно для тех, которые применяются в технических съёмках, важна характеристика разрешающей способности. Этот параметр отличается не только у разных типов объективов, но даже у разных образцов с одинаковым названием, так как зависит от схемы объектива, качества и количества стёкол и от точности изготовления стёкол и сборки самого объектива. Разрешающая способность измеряется в линиях на миллиметр, то есть количество штрихов, которые можно различить в одном миллиметре изображения на плёнке или матрице, если снимать специальные штриховые таблицы – «миры». Чем выше разрешающая способность, тем более детальным будет изображение, тем больше нюансов и полутонов оно будет содержать, тем мельче зерно в случае съёмки на плёнку и, тем большее увеличение оно может позволить. Резкость и разрешающая способность по кадру распределяются не равномерно. Максимальная резкость в центре кадра, а по мере удаления от центра к краям резкость и разрешающая способность падают. Чем более широкоугольный объектив, тем сильнее проявляется проблема. Даже в профессиональных объективах эта проблема присутствует, а в любительских она становится просто вопиющей.

  Дисторсия сильно зависит от оптической схемы и фокусного расстояния объектива. Чем короче фокус - тем сильнее подушковидность изображения, а чем длиннее – тем сильнее бочковидность изображения. В дорогих профессиональных объективах дисторсия сведена к минимуму, но нельзя заставить объектив видеть так же, как человеческий глаз. Так у хорошего широкоугольника не будет подушковидности изображений, но будут искажены углы пространства. Это означает, что прямой угол, например, между стенами и полом, попавший в угол изображения, вдруг окажется острым. Именно по этому, когда приходится снимать в ограниченном пространстве группу людей – неизбежны искажения лиц, находящихся близко к углам изображения. Что касается хроматических (цветовых) аберраций, то у современных объективов они, как правило, в пределах нормы. Эта аберрация связана с неодинаковым преломлением различных длин волн. Светорассеяние объективов (паразитная засветка) влияет на микроконтраст (контраст мелких деталей) и распределение света по кадру в сложных световых условиях. Таких как контровое освещение, источник света в кадре, или на его границе. На светорассеяние влияет качество просветления оптики, качество чернения внутренних поверхностей и оптическая схема объектива. У современных объективов, даже у большинства любительских, эта характеристика вполне не плохая, но в жёстких условиях освещения очень не многие объективы работают хорошо. Здесь даже высокая цена объектива – не гарантия отсутствия проблемы. А, по большому счёту, с той поры, как на линзах объективов стали применять мультипросветление, эта проблема отошла на второй план, но не для пейзажистов, так как им часто приходится сталкиваться с солнцем в кадре или на его границе. В этой же области проблем лежит и такой вид аберрации, как – кома. Чтобы понять, что это такое, можно обратиться к другому виду аберрации, а именно – сферической. В простейшем объективе – монокль, сферическая аберрация – это изобразительное достоинство, которое выглядит как светящийся ореол вокруг светящейся точки. Когда монокль конструируют (самостоятельно), то положением диафрагмы относительно линзы добиваются равномерности положения ореолов относительно светящейся точки по всему кадру. Если диафрагма установлена не правильно, то по мере удаления светящейся точки от центра кадра ореол будет вытягиваться и смещаться в сторону периферии. Это и есть «кома». В объективе для технических съёмок оба эти вида аберраций должны отсутствовать. Есть и другие виды аберраций, но не буду забивать вам ими голову. Кого этот вопрос интересует более подробно, его всегда можно найти в Интернете, например в Википедии.

  Важно знать ещё то, что не все объективы взаимозаменяемы. Во-первых, у каждой марки фотоаппаратов существует свой унифицированный крепёжный узел для объективов (байонет). У старых аппаратов была просто резьба. Во-вторых, те, кто снимает цифровыми камерами с приличным кроп-фактором должны пользоваться специально под них разработанными объективами, но эти объективы нельзя поставить на камеры с полноценными матрицами и с кропом – 1,3. Бюджетные объективы, которые хорошо работали на плёночных аппаратах, оказываются несовместимыми с цифровыми аналогами. Дело в том, что для того, чтобы получить качественное изображение на матрице, некоторые характеристики объективов, в том числе чисто физические, должны быть другими. Кроме того, на некоторые камеры и, в частности, форматные устанавливаются объективы со встроенным центральным затвором.

  Как видите, разнообразие объективов велико, но понимание значения характеристик объективов, наложенное на ваши потребности в съёмках, поможет вам выбрать вполне конкретные объективы. В этой статье я коротко остановился на основных моментах, связанных с пониманием главного инструмента фотографа, под названием объектив.