Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Добавлена папка в "Фотогалерее"
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Типы фотоаппаратов


  Сначала коротко перечислю основные разновидности фотоаппаратов. Фотокамеры бывают широкоформатные (форматные), среднеформатные, узкоплёночные, панорамные, дальномерные, зеркальные, со сменной оптикой или с жёстко встроенным объективом,  профессиональные, бюджетные, любительские (мыльницы), плёночные, цифровые, под стеклянные пластины, специальные (например, станок для репродукции или камеры для аэрокосмических съёмок). А теперь немного поподробнее.
  Вначале появились деревянные фотокамеры разных размеров. Тогда ещё не было проекционной печати, и фотоотпечатки делались контактно со стеклянной пластины, которая и вставлялась в фотоаппарат для получения на ней негативного изображения. Соответственно, какого размера была пластина - такого же размера были и отпечатки. Кстати именно на этой стадии развития фотографии появилась пикториальная фотография, которая по существу являлась художественной разновидностью типографской печати. Репортажная фотография, как то ни странно, то же зародилась в те времена. Представляете себе, как фотограф с огромной камерой под стеклянную пластину 30х40 с низкой светочувствительностью снимал репортаж на улицах. Сегодня то же существуют деревянные камеры (в просторечии – деревяшки), правда до формата 18х24, и кое-кто ими до сих пор снимает. Дело в том, что перед камерами следующего поколения – металлическими они имеют одно преимущество. Они легче. Пришедшие на смену деревяшкам металлические камеры хоть и тяжелее, но имеют большее разнообразие по возможностям использования. Среди них есть даже камеры, которыми можно снимать с рук. Основная масса таких камер, а они называются форматными – студийные, то есть, предназначены для съёмки в студии. Студийные камеры – это в основном карданные конструкции, то есть конструктивно они представляют собой следующее: на жёсткую линейку (как правило - это труба), с возможностью перемещения по ней, закрепляются две стенки – передняя и задняя. В передней стенке закрепляется объектив, в задней – матовое стекло и рамка для присоединения светочувствительного материала в плоских кассетах и в адаптерах. Между стенками устанавливается «мех» - это гофрированный светонепроницаемый короб, который способен благодаря гофре сжиматься и растягиваться. Именно эти камеры на сегодняшний день дают самое высокое качество изображения. Они очень дорогие и предназначены только для профессионалов с большой буквы. Наводка на резкость и выстраивание изображения в форматных камерах, как и в деревяшках, производится по матовому стеклу. Для этого надо исключить попадание на него постороннего света. Поэтому фотографу приходится прикрываться плотной тканью, а в студии можно использовать специальный затеняющий бокс. Он менее удобный, чем плотная ткань, но конечно смотрится круче. В отличие от деревяшек на заднюю стенку таких камер можно устанавливать не только листовой материал в кассетах, а и адаптеры под разный формат для широкой плёнки, то есть снимать на средний формат, в том числе – панорамный. Сейчас для этих камер делают цифровые адаптеры, но очень дорогие. Самые лучшие форматные камеры делают фирмы «Sinar» и «Linhof». У Синара есть камера 4х5" – «Синар Хэнди», которой можно снимать с рук, но она не универсальна. А вот у Лингофа есть универсальная камера 4х5", которой тоже можно снимать с рук. Называется она «Лингоф Мастер», именно ей я и предпочитаю снимать пейзаж. Эта камера позволяет делать очень качественные снимки на пленере, используя преимущества уклонов и подвижек, присущих форматным камерам. Она легко собирается и достаточно легка для перемещений. При всём, при этом, она позволяет производить качественную студийную съёмку, перекрывая приблизительно 90% возможностей карданных камер. У Синара, пожалуй самые лучшие карданные камеры. Главное преимущество таких камер, не считая формата, - это возможность управления плоскостью резкости и линейной перспективой в любом направлении. Такие возможности для настоящих профессионалов очень важны, так как ни какая постобработка на компьютере их не заменит. Форматные камеры правильнее было бы называть – широкоформатными, то есть с форматом кадра от 9х12см и более, но обычно так не говорят, дабы избежать путаницы. Дело в том, что иногда широкоформатными называют панорамные фотокамеры под широкую плёнку (тип 120 или тип220), хоть правильно их относить к среднеформатным камерам. Путаница может возникать ещё из-за того, что широкоформатные камеры предназначены главным образом для форматной плёнки 4х5", 18х24см и так далее, её ещё называют листовой (или просто – листом), а среднеформатные камеры снимают на роликовую плёнку, которая называется широкой. При этом формат кадра может быть разным: 4,5х6, 6х6, 6х7, 6х8, 6х9, 6х12см.
  Следующими по ранжиру формата идут малоформатные фотоаппараты, так называемые – узкоплёночные. До появления цифры это были самые распространённые и общедоступные (правда, не все) фотоаппараты. Кстати именно их цифра заместила на 99%. Формат кадра у них 24х36мм, на плёнку гарантированно влезало 36 кадров, а если постараться, то 38. Кстати были в истории фотоаппараты, которые на ту же плёнку снимали в два раза больше кадров, так как формат кадра у них был в два раза меньше. Есть ещё специальные фотоаппараты, например шпионские, которые снимали на микрофильм. Техническое качество изображения пропорционально формату кадра, чем больше формат – тем выше качество, но чем больше формат – тем больше и проблем при съёмке. Поэтому там, где нужно богатство полутонов и деталей, например в рекламе, снимают на лист (правда, у нас в стране заказчик, как правило, не требует такого качества – экономит), а там, где нужны скорость и удобство при съёмке, снимают на узкую плёнку. Например, событийная съёмка. Сейчас, правда, всё снимают на цифру – очень удобно и приличное качество, хоть с листом и не сравнить.
  Немного о панорамных камерах. До появления цифровых технологий панорамные изображения склеивали из отпечатков с последовательно снятых кадров. Это очень неудобно, трудоёмко и точного совмещения достичь практически невозможно. Поэтому появились фотоаппараты, которые могли снимать панораму на один кадр. Строго говоря, фотоаппарат считается панорамным, если соотношение сторон его кадра не менее чем 2 к 1. Конструкции таких аппаратов  - различные. В некоторых конструкциях объектив перемещался вдоль плёнки, в других – плёнка относительно объектива. В форматных камерах просто ставится соответствующий адаптер, или ещё проще: съёмка производится на лист и обрезается лишнее.
  По способу наводки на резкость и определения границ кадра фотоаппараты подразделяются на зеркальные, дальномерные и с наведением по матовому стеклу. По матовому стеклу определяются границы кадра, и производится наводка на резкость в форматных камерах. Здесь есть одна особенность. Изображение на матовом стекле повёрнуто вверх ногами и к этому надо привыкнуть, но нет худа без добра. Опыт компоновки перевёрнутого изображения развивает чувство композиции, без которого нет художника. Дальномерные камеры появились вслед за форматными, и это был серьёзный вклад в оперативность съёмок. У таких камер нет матового стекла для контроля изображения, его роль выполняет видоискатель – дальномер. Сами дальномеры тоже бывают разных конструкций. Я не буду их перечислять, но немного расскажу о проблемах, которые возникают при съёмке дальномерными камерами. Принципиально конструкция дальномера представляет собой два окошка: большое – окно видоискателя и маленькое – собственно дальномер, внутри которого стоит подвижный элемент. Изображение в маленьком окне, спроецированное этим элементом накладывается на изображение в большом окне. Если эти два изображения чётко совмещены, то есть изображение не двоится – значит, резкость наведена правильно. Подвижный элемент механически считывает информацию о наводке на резкость по положению внутреннего блока объектива, который для таких систем делается подвижным. А проблемы (особенности) – таковы. Во-первых, вы не видите рисунка самого объектива, а во многих случаях это очень важно. Во-вторых, если это камера со сменной оптикой, то под каждое фокусное расстояние объектива у видоискателя – дальномера должна быть своя рамка для определения границ кадра, это не всегда возможно, да и не удобно. Поэтому, на сегодняшний день, дальномерные камеры обычно делают с жёстко встроенным объективом, то есть другой объектив туда поставить не возможно. Об объективах с переменным фокусным расстоянием, так называемых зумах на дальномерных камерах вообще говорить не приходится. В-третьих, видоискатели - дальномеры частенько имеют параллакс визирования, то есть, говоря простым языком, если вы снимаете предмет прилично удалённый от камеры, то всё будет прекрасно, но если объект съёмки находится близко, то в кадр попадает не то, что видно через видоискатель, а то, что «видит» объектив, ось которого параллельна оси видоискателя, но смещена от неё на несколько сантиметров. Это хорошо заметно, когда видоискатель смещён от вертикальной плоскости объектива. Некоторые видоискатели имеют ещё одну неприятную особенность: то, что вы через него увидите, зависит от положения вашего зрачка по отношению к центру смотрового окна. А это значит, что то, что вы снимете, может сильно не совпасть с тем, что вы видели через видоискатель – дальномер. Такую неприятность имел мой первый фотоаппарат – «Зоркий-4», доставшийся мне от отца. Но дальномерные камеры имеют не только минусы, у них есть плюс по отношению к зеркальным и форматным камерам, правда только один. Когда на объектив надеваются плотные светофильтры, то в зеркальных камерах кадр становится плохо различим, а в некоторых ситуациях и вовсе ничего не видно. В дальномерках такая проблема отсутствует. Дальномерными бывают и форматные камеры, в таком случае ими можно снимать с рук. Например, у «Лингоф-мастер» и «Лингоф-техника» предусмотрена установка видоискателя в штатное гнездо для вспышки. При таком размещении видоискателя параллакс визирования в горизонтальной плоскости отсутствует, но в вертикальной - конечно есть. Предусмотрен там и дальномер с набором сменных лекал под разные фокусные расстояния объективов. Когда-то это было актуально. Сейчас этим, конечно, никто не пользуется.
  Теперь о зеркальных камерах, так называемых зеркалках. Среди фотографов это наиболее востребованные фотоаппараты, так как они самые оперативные и наиболее удобные в большинстве ситуаций. Зеркальными они называются потому, что благодаря использованию зеркала мы можем видеть на матовом стекле тот рисунок, что попадает на светочувствительный материал практически одновременно с экспонированием поверхности плёнки или матрицы. Зеркало здесь выполняет роль, учитывая реакцию человека, практически мгновенного переключателя светового потока объектива с матового стекла видоискателя камеры на поверхность плёнки или матрицы. Это и есть главное преимущество зеркальных систем перед всеми остальными. Грубо говоря: что видим – то и снимаем. Ведь в форматных камерах надо сначала снять или откинуть матовое стекло, по которому контролировалось изображение, потом поставить адаптер или кассету с материалом, а уж потом - снимать. В дальномерных камерах, как я уже говорил, вы видите не совсем то, что «видит» объектив, а ведь иногда это очень критично. В не зеркальных цифровых камерах с экраном – видоискателем, изображение на экран поступает с большим запаздыванием, поэтому крайне сложно снимать быстро меняющиеся картинки, а кое-что вообще невозможно. Представьте себе ситуацию, когда вы плывёте (идёте) на прогулочном катере вдоль скалистого берега в пятидесяти – ста метрах от него и пытаетесь снять законченные пейзажи и фрагменты, которые меняются перед вами как картинки в детской игрушке – калейдоскоп. Такая съёмка – очень сложный процесс внутри фотографа. Надо: сначала увидеть изменение в общем пейзаже, потом вас должен торкнуть образ, потом понять – какая часть пейзажа создаёт этот образ, потом эту часть надо оптимально скадрировать, а потом успеть снять, ведь картинка непрерывно меняется. На весь этот процесс у вас две – три секунды, так что любая задержка срабатывания затвора после нажатия спусковой кнопки не позволит полноценно выполнить эту задачу. Если ориентироваться только на экран не зеркальной цифровой камеры – то опоздание будет фатальным, так как задержка на все электронные процессы доходит до двух секунд. Эту проблему частично можно обойти, смотря одним глазом на экран, а другим на объект. Согласитесь – не очень удобно, и просто выводит из себя. И ещё, когда смотришь на экран, очень многое вокруг отвлекает и трудно правильно скомпоновать кадр, а в зеркалке, да и в дальномерных камерах ни чего не отвлекает (аналогично в форматных камерах, если хорошо накрыться). Зеркальными бывают малоформатные и среднеформатные камеры. Многие среднеформатники имеют сменные адаптеры – это очень удобно, если речь идёт о плёнке. Видоискатели к хорошим среднеформатным камерам бывают разными, наиболее распространённые – это призма, как и у малоформатных камер, но есть ещё видоискатель шахтного типа. Он, в основном, применяется при студийной съёмке, но некоторым фотографам нравится снимать с шахтой и с рук. Любопытно смотрится со стороны, когда камера висит на пузе, а фотограф, наклонив голову, заглядывает в шахту. Хорошая шахта позволяет увидеть увеличенные фрагменты изображения, а плохая (например, у «Киев-88») – это мучение и ничего больше. В зеркальных камерах удобно корректировать положение поляризационного фильтра, впрочем, как и в форматных.
  Фотоаппараты бывают профессиональными, бюджетными и любительскими. Бюджетные – это по существу любительские камеры, но позволяющие делать снимки, во многих ситуациях, не уступающие профессиональным. Понятно, что профессиональные камеры в этой линейке – самые лучшие и естественно самые дорогие, а вот бюджетные на много дешевле, но вопрос: чем они отличаются? Для человека, который не снимает постоянно, то есть хотя бы раз в неделю, есть смысл подумать о приобретении именно бюджетной камеры, а не профессиональной. Дело в том, что некоторые бюджетные камеры мало отличаются от профессиональных по основным характеристикам. К этим характеристикам можно отнести: набор выдержек, набор функций, у цифровых камер – размер и качество матрицы, качество светового канала, эргономика. Отличия будут в следующем: затворы профессиональных камер рассчитаны на большее количество срабатываний, корпус у них сделан из металла, поэтому более прочный и тяжёлый, ими можно снимать в любую погоду, у них более ёмкий аккумулятор, а видоискатель с почти 100% захватом изображения, и ещё добавлены сверхфункции, которые и профессионалу то могут не понадобится, например, выдержка 1/8000с.. Конечно, в каждом конкретном случае отличия будут свои, но принципиально они выглядят именно так. Почти все профессиональные камеры имеют возможность смены объективов, но есть исключения. Например, некоторые среднеформатные камеры «Fuji» с жёстко встроенным объективом дают удивительно резкие и детализированные кадры. Любительские камеры самые дешёвые, а по сему ограничены по возможностям и надёжности, основная их масса с жёстко встроенными зумами, хотя есть аппараты и под сменную оптику. Некоторые любительские камеры имеют очень даже не плохие зумы, например, «Nikon-5700» не плохо работает в макрорежиме. К любительским камерам относятся и, так называемые, «мыльницы». Эти камеры появились ещё в 90-е годы и были, конечно, плёночными. Внешне они напоминали мыльницу, то есть были с закруглёнными углами и чуть больше мыльницы по размерам – отсюда и народное название. Эти камеры имеют жёстко встроенный объектив, причём, как правило, широкоугольный, а некоторые даже не надо было наводить на резкость, так как их объективы заранее были настроены на гиперфокальную плоскость. При такой конструкции была достаточная резкость от 3-х метров до бесконечности. Все они имеют встроенную вспышку, которая пыхает когда надо и когда не надо. С этих камер началась эпоха фотоаппаратов для любительских масс – это эпоха бездумных (с точки зрения экспозиции) съёмок. Современные цифровые мыльницы имеют зум, иногда с приличным диапазоном, но конечно с плохими оптическими характеристиками, а по размерам они уже ближе к пачке сигарет, а не к мыльнице.
  По способу записи изображения фотоаппараты подразделяются на плёночные, цифровые и под стеклянные пластины. Что касается плёночных – это классика и приблизительно до 2002 года их было подавляющее большинство. На сегодняшний день почти полностью вытеснены с рынка узкоплёночные камеры, а вот среднеформатные и тем более форматные пока занимают достойное место. В цифровых камерах плёнку заменила матрица, которая преобразует попавшее на неё изображение в цифровой сигнал. Этот сигнал после обработки поступает на записывающее устройство – карту памяти. Разные фотоаппараты используют карты разных типов. В приличных камерах, в качестве основной, используется CF-карта (Compact Flash). Их ёмкость за несколько лет выросла с 64 MB до 16 GB. Такой же рост наблюдается и в возможностях матриц. У всех серьёзных компаний матрицы своих разработок и их характеристики отличаются друг от друга. Журнал F @ V постоянно проводит тестирование цифровых фотоаппаратов, так что с их помощью можно узнать, чем конкретно отличается одна модель от другой, в том числе и матрицы. Матрицы бывают разных физических размеров и это очень важно, так как чем она меньше, тем хуже будет изображение. Полноформатной матрицей принято считать размер кадра узкоплёночного фотоаппарата – 24х36 мм. Уменьшение размера матрицы принято считать в кратностях к полному формату, и называется это «кроп-фактор». Так, если матрица меньше полноформатной на 1/3, то говорят, что эта камера имеет кроп = 1/3. Это нужно учитывать при выборе объективов к камере, так как они будут отличаться. Объективы, предназначенные для фотокамер с кропом 1/3 и 1 (то есть с полноформатной матрицей) нельзя поставить на камеру с кропом 1,5 или 2/3. Кроме того, реальное фокусное расстояние объектива будет равно фокусному расстоянию, написанному на объективе, помноженному на этот кроп-фактор. Попросту, если вы поставили на камеру с кропом 1,5 объектив с фокусным расстоянием 50 мм, то реальный фокус получается 75 мм (был «нормальный» - стал «портретный»). У матриц есть и другие важные характеристики, по которым они сильно отличаются, к примеру, некоторые сильно «шумят» при низкой освещённости, то есть в условиях плохой освещённости появляется хорошо заметный цифровой шум. Шум может появляться и в другой ситуации, например, при установке чувствительности от 400 ед. и выше, или при длительной выдержке. Цифровой размер матрицы, безусловно, очень важная характеристика камеры, но не всеобъемлющая. Так при одном и том же размере 8,2 млн. пикселов картинка у камеры с кропом 2/3 будет заметно хуже картинки камеры с кропом 1/3. Эти три характеристики, пожалуй, самые важные в цифровых камерах, но существуют и другие, которые в определённых ситуациях могут оказаться важнее этих трёх. Если снимать какие-либо быстро меняющиеся события, то очень важна скорость обработки и записи кадров, а так же наличие у камеры возможности записи файлов в RAW формате, иначе неизбежен брак, а по закону подлости он окажется именно на лучших сюжетах. Для тех, кто снимает в студии с профессиональными вспышками важно, чтобы камера могла синхронизировать работу своего затвора с этими вспышками, а это могут далеко не все камеры. И это ещё не все характеристики, которые могут оказаться очень важными.
  Что касается съёмки на стеклянные пластины, то этот способ записи изображений не так давно ушёл в прошлое. Упал спрос, и стеклянные пластины перестали производить. Последнее место, где они ещё использовались, это, наверное, были фотолаборатории при типографиях. Там же использовались и рельсовые репродукционные камеры, которыми снимали негативы 50х60. Это целый станок, который обслуживал рабочий-фотограф. К специальным можно отнести и фотоаппараты для аэрокосмических фотосъёмок. Сами понимаете, что к ним предъявляются повышенные требования. Они должны выдерживать перегрузки, иметь высокую надёжность при повышенных и пониженных температурах, иметь дистанционное управление, и так далее. Там применяется самая лучшая оптика. Для не очень сложных задач применяются и известные камеры, такие как «Hasselblad», с установкой на специальную платформу и даже вручную.
  Ну вот и всё о типах фотоаппаратов, если коротко.