Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Превращение утра в день на торфяниках
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Статьи

Фотолюбитель - осторожно, Интернет! Или, когда можно верить тому, что видишь на мониторе.


  В этой статье я постараюсь просто и коротко, но с примерами, рассказать об управлении цветом при работе над фотографиями, предназначенными для размещения в Интернете. Без чёткого понимания как происходит управление цветом в компьютерных системах вы рискуете стать жертвой жестокого самообмана, и в представлении своих работ и в оценке чужих. Написать эту статью меня побудило не только это обстоятельство, а и множество трудностей, которые встают на пути человека, пожелавшего разобраться в этом вопросе. Первая трудность - это поиск всеобъемлющей информации. На эту тему есть множество статей и, даже, книг, причём некоторые из них очень хорошие, но в каждой кое чего не договаривается, поэтому приходится копаться в разных источниках, чтобы получить ответы на все вопросы. Вторая - это время, которое придётся потратить, чтобы появились вопросы, на которые потом придётся искать ответы, поскольку сам вопрос управления цветом - не из простых. Третья - это недостаточное осознание важности глубокого понимания этого вопроса, даже среди серьёзных фотолюбителей. Печальный результат непонимания, казалось бы чисто технического вопроса,  это непонимание и неверная оценка некоторыми фотолюбителями работ друг друга.
   Итак. Суть проблемы заключается в том, что пользователи Интернета используют различные мониторы, видеокарты, операционные системы, браузеры, внешние условия просмотра, и так далее. Но, при этом, хотят видеть правильную цветопередачу. Над этим вопросом специалисты работают с момента появления Интернета. В результате этой работы, появились системы управления цветом (на Макинтоше это Color Sync, на PC - CMS), стандарты цветовых пространств (sRGB, Adobe RGB, Apple RGB, LAB, и другие), и много чего другого. Для глубокого понимания вопросов цветопередачи рекомендую потратить вечер и почитать книгу А. Френкель, А. Шадрин "Колориметрическая настройка монитора. Теория и практика.". Её не трудно найти в сети, на сайте Алексея Шадрина. Книга эта тянет на научный труд, но пусть вас не пугают формулы - в них можно не вникать, зато всё остальное расписано очень доходчиво и обстоятельно. Здесь я не буду подробно рассматривать вопросы цветопередачи и калибровки, а лишь хочу пояснить как  работает система управления цветом.
   В сети можно найти статьи о калибровке монитора, в которых сначала всё не плохо объясняется, а потом, вдруг, делается вывод, что калибровкой можно не заморачиваться. Я бы сказал, что это обречённый вопль человека, понимающего всю тяжесть ситуации со стандартизацией цветопередачи в Интернете. На самом деле, калибровка конечно же необходима: ну как может музыкант играть на ненастроенном инструменте, и тем более, в оркестре. Но, чтобы достичь правильной цветопередачи, надо выполнить массу предписаний: 1) Помещение, в котором стоит монитор, должно приближаться к нормативам, описанным Шадриным. И это очень важно. 2) Система видеокарта - монитор должна быть аппаратно откалибрована. 3) Необходимо пользоваться просмоторщиками, браузерами, и другими программами для работы с изображениями, которые "умеют" использовать профиль фото. 4) Необходимо чётко понимать как работает CMS операционной системы и программы, с ней контактирующие.
   А теперь поподробней, с лирическими отступлениями. Чтобы получать стабильный результат, в работе над фото, необходимо всегда работать при одном и том же освещении, ведь контраст, плотность и цвет картинки сильно меняются от силы и цветовой температуры источника света в рабочем помещении. Адаптация зрения лишь введёт вас в заблуждение, которое станет очевидным при правильных условиях освещения. Поэтому нельзя смотреть и готовить фото в темноте, а многие именно так и поступают. Казалось бы - банальный вопрос, но именно он является камнем преткновения у подавляющего большинства фотолюбителей. Ещё стоит отметить, что глазам надо периодически давать отдыхать, иначе возможны ошибки. По второму пункту следует заметить, что калибровка должна быть аппаратной, а не программной, типа Adobe Gamma. И, чем лучше монитор, тем выше требования к прибору для калибровки (колориметру). К примеру, пока я работал на мониторе Apple Cinema, шесть лет калибровал его Panton - ом. Когда установил вместо Windows-XP Windows-7, то пришлось покупать новый прибор, так как производитель не стал делать драйвер под семёрку. По существу, это тот же прибор, только обновлённый, и называется теперь Spyder-4pro. Каково же было моё разочарование, когда этот прибор не подошёл для моего нового монитора - NEC, не смотря на то, что в программе для калибровки Spektra View Profiler он присутствует в списке разрешённых. Да и специалисты о такой технике отзываются не лестно, поэтому для калибровки серьёзных мониторов лучше пользоваться услугами специалистов с солидными колориметрами. Кстати, этот Pantone подвёл меня к ошибке в схеме управления цветом. Меня не устраивала полосатость полутонов, которая получалась при калибровке этим прибором, а когда я сбросил установки монитора на заводские, отказавшись от профилей построенных Panton-ом, то полосатить стало меньше. Тогда-то я и стал работать по ошибочной схеме, не учитывающей реальную цветопередачу монитора, результат - плачевный, хоть у меня на мониторе всё было хорошо. В то же время, знакомый из Foto@Video рассказывал, что они калибровали дешёвый монитор LG дешёвым калибратором, типа Spyder, и, после этого, на мониторе хоть и грубо, но можно было работать. По третьему пункту замечу, что в Windows не все программы и даже браузеры могут "работать" с цветовыми профилями, а из этого следует, что для работы и просмотра фото эти программы и браузеры надо исключить. К их числу, к сожалению, относится Internet Explorer, да-да, а ведь именно в нём до сих пор многие смотрят фотографии. Это не означает, что он всё и на любом мониторе показывает не правильно. Как то не парадоксально, но, иногда, не правильно сделанные или сохранённые фото неплохо выглядят в неправильном браузере. И тому есть простое объяснение. Если, цветовой охват монитора близок к sRGB, а фото сделано на аналогичном мониторе, то Explorer всё покажет почти правильно, причём фото может быть сохранено без цветового профиля, так как этот браузер "считает", что все, открываемые в нём, фото имеют стандартный (абстрактный) профиль sRGB. Ещё, надо учитывать, что даже те программы, которые работают с цветовыми профилями, делают это немного по-своему. Наиболее точно воспроизводит фото Фотошоп и, только в нём можно, с определённой долей уверенности, рассматривать тонкости и нюансы. Макинтош, в этом плане, более правильная система. Виндусовский просмоторщик врёт иначе, чем  Explorer. Врёт в том случае, если у вас ОС Windows XP и ниже (на счёт Vista - не знаю). Тогда он не сможет использовать профиль файла и будет всё "подгонять" под профиль монитора. Особенно это очевидно, если цветовой охват монитора заметно отличается от sRGB. Почти не врёт в том случае, если вы пользуетесь Windows-7, и выше, или если ваш монитор не сильно врёт цвета при стандартных заводских настройках, и его цветовой охват близок к sRGB. Тогда, поставив в Windows, в качестве рабочего, заводской профиль монитора или профиль sRGB вы увидите, что и в Excplorer - е и в стандартном просмоторщике фотографии будут выглядеть вполне правильно. При этом, в Фотошопе, если включить предпросмотр с профилем монитора, картинка не поменяется. Оно и понятно: ведь, профиль монитора вы установили тот же, или почти тот же, что и профиль рабочего пространства в Фотошопе. По секрету, скажу, что меня это обстоятельство довольно долго вводило в заблуждение, о котором я упоминал выше: ведь правда же хорошо - во всех программах картинки выглядят приблизительно одинаково, в Интернете, в среднем, то же не плохо, шкалы для проверки монитора то же неплохие. И вдруг, выясняется, когда стал дотошно разбираться с другим монитором, что это ошибка, так как то, что у меня всё выглядело хорошо не означает, что и у других это тоже будет хорошо. Так вот ошибка, собственно, состояла в том, что реальная цветопередача монитора, при таком управлении цветом, не учитывалась, а она была не очень близка к абстрактному sRGB (установленный в Windows sRGB - это некое абстрактное пространство, не привязанное к конкретному устройству). И, на другом конце провода у "правильного" зрителя, на фото могли появиться цветовые разводы в плавных переходах и цветовой оттенок, которого не было при сохранении фотографии, даже гамма, при отсутствии калибровки, может не совпадать, причём и сохранение профиля здесь не спасает. А уж, если фото сохранялось без профиля, что делают, на сегодняшний день, процентов 90 фотолюбителей и профессионалов, то на мониторах с расширенным цветовым охватом, в любом браузере, картинка будет перенасыщенной. При таких условиях и при такой схеме действий - потери от них не катастрофичны, а вот когда у вас монитор с расширенным цветовым охватом, то такая схема действий не допустима и становится сразу ясно какие программы не работают с цветовыми профилями, и почему профиль надо сохранять обязательно, а не желательно. По определению из Windows, цветовой профиль представляет собой файл, описывающий цветовые характеристики определённого устройства, находящегося в определённом состоянии. Профиль может также содержать дополнительные сведения об условиях просмотра или о методах сопоставления цветовой гаммы.
   Как происходит управление цветом? В операционной системе устанавливают в качестве цветового пространства по умолчанию профиль монитора, который был получен при его калибровке. В этот момент происходит видимое переключение режима монитора в режим работы согласно установленному профилю. В разных модификациях Windows это делается немного по разному, поэтому смотрите инструкции для установки профиля по умолчанию. Профиль монитора состоит из вводных условий, при которых производилась калибровка (тип устройства, цветовая температура, гамма, и так далее). Он прилагается к самому результату калибровки, записанному в таблицу соответствия LUT. Поясню, что это за таблица. Специалисты уже давно разработали и утвердили некоторые цветовые пространства (LAB, XYZ, sRGB, Adobe RGB, и другие), где каждому оттенку соответствуют числовые значения в определённых системах координат. Это трёхмерные пространства, и их можно считать абстрактными, поскольку они не привязаны ни к какой конкретной технике, их ещё называют аппаратно - независимыми. А вот, у конкретной техники может оказаться, что некоторым координатам соответствуют не те оттенки цвета, которые прописаны в абстрактных цветовых пространствах. Для установления этого соответствия (пересчёта) и производится калибровка и профилирование. С помощью LUT  устанавливается это соответствие на конкретном мониторе. LUT обычно записывается в видеокарту, но на некоторых современных мониторах LUT можно записать в начинку самого монитора, что даёт более высокое качество изображения. Далее Windows XP "раздаёт всем желающим" программам этот профиль и они начинают работать с изображениями учитывая, что реально показывает монитор с этим профилем. Windows-7 не только раздаёт этот профиль, а ещё и "умеет работать"с профилем файла, поэтому стандартный просмоторщик в этих двух версиях виндуса работает по разному. Чтобы различные устройства (мониторы, сканеры, принтеры, и другие) максимально идентично воспроизводили цвета и оттенки изображений, каждому такому устройству прописывается свой цветовой профиль, описывающий возможности этого устройства при определённых условиях, например, для разной бумаги. Профиль записывается и в само изображение, а при передаче изображения от одного устройства другому профиль изображения пересчитывается, согласно алгоритмам содержащимся в профиле устройства. Пересчёт профиля изображения происходит через, так называемое - связующее, аппаратно - независимое цветовое пространство, например, LAB. Общее название аппаратно - независимой модели представления цветового пространства - это Profile Connection Space (PCS). Понятно, что если устройство, например, монитор потенциального зрителя, получит файл изображения без цветового профиля, то оно не сможет правильно пересчитать и воспроизвести это изображение. Кроме того, не все устройства могут воспроизводить одинаковые цвета, поскольку цветовой охват у них разный. Поэтому, когда устройство не может воспроизвести определенный цвет, то оно заменяет его на наиболее близкий воспроизводимый, по определённым алгоритмам.
   Общая схема управления цветом в компьютерных системах выглядит так. Первоначально полученное цифровое изображение поступает из устройства ввода (фотокамера, сканер), которые имеют свои цветовые профили, в компьютер, где, при помощи модуля управления цветом Color Management Modules (CMM), данные о его цвете, с учётом профиля устройства ввода, пересчитываются в аппаратно - независимую модель представления цвета Profile Connection Space (PCS), например CIE Lab. Далее, файл изображения поступает на монитор, имеющий свой цветовой профиль. Для этого цвета файла опять пересчитываются при помощи СММ в цвета монитора (в его цветовое пространство, описанное его профилем, но с учётом цветового пространства программы просмотра изображения, например, Фотошопа). Чтобы обработанное на мониторе изображение поступило либо на другой монитор (с другим цветовым профилем), либо на устройство вывода (принтер, печатная машина) оно должно пройти ту же процедуру пересчёта. То есть, при помощи СММ, пересчитывается сначала в PCS, а потом, при помощи всё того же модуля СММ, в пространство другого монитора или устройства вывода, конечно же имеющих свои цветовые профили. Таким образом, все пересчёты крутятся вокруг аппаратно - независимого пространства PCS, и сведения о цвете файла передаются на любое устройство при помощи цветового профиля записанного в этот файл в виде цветов в абстрактном пространстве со сведениями о том, в каком пространстве файл обрабатывался. Такой цветовой профиль изображения, по сути, является его цветовым паспортом.
   А теперь давайте разберёмся: какому обману и почему мы подвергаем себя и других, выкладывая свои и рассматривая чужие фотографии в Интернете. Начнём с того, что, на сегодняшний день, существуют обычные (не дорогие) мониторы, у которых цветовой охват близок к sRGB, и их пока большинство, и мониторы с расширенным цветовым охватом, который может превышать Adobe RGB. Понятно, что без управления цветом одна и та же картинка на них будет выглядеть по разному. Один человек сделал хорошее сравнение, по поводу использования мониторов с расширенным цветовым диапазоном в Интернете: "Это то же самое, что Ferrari в автомобильной пробке: может мчать 300 км/ч, а вынужден ползти 10 км/ч". При работе в Интернете, обнаруживается одна проблема, а именно то, что Explorer "не умеет работать" с профилем файла, он просто растягивает файл в цветовое пространство монитора. Поэтому, если цветовой профиль монитора близок к sRGB, то искажения будут минимальны, а, если профиль монитора описывает более широкий цветовой охват, то любые картинки, с профилем и без, будут перенасыщенными. Firefox так же поступит только с файлами без профиля, а файлы с профилем будут выглядеть правильно на любом мониторе. Как работают другие браузеры - не знаю. Это всё рассматривались случаи, когда картинка делалась в правильной рабочей среде, а ежели эта среда организована не правильно, то последствия могут быть не предсказуемы. По своему горькому опыту скажу: не пожалейте времени и разберитесь в этом вопросе досконально, имея эту информацию вам будет не сложно "разложить всё по полочкам". Не достаточно откалибровать монитор, надо чётко понимать как работает система управления цветом в вашем конкретном случае. К примеру, я всегда калибровал свой монитор и думал, что у меня всё в порядке, но частенько  сохранял файлы без профиля, так как не понимал важности этой процедуры. И вот сейчас, приобретя новый монитор, удосужился разобраться в этом вопросе более глубоко (поверхностно я в нём разбирался и раньше, по крайней мере, так я думал) - и что? Да хочется локти кусать, а поздно: огромное количество файлов без профиля (а некоторые сделаны ещё и без учёта реальной цветопередачи монитора) уже в сети. И только теперь я понимаю, что так как работал на мониторе Apple Cinema, у которого цветовой охват чуть шире чем sRGB, то непозволительны были ошибки в управлении цветом и, тем более сохранение файла без профиля. На мониторах с охватом sRGB такие картинки выглядят отвратно-жухлыми, в чём их не смотри, даже в Фотошопе. Вот такая "лебединая песня", так что - не делайте моих ошибок. Хороших вам фотографий, и удачи!
                                                                                                                   Ноябрь 2013 г.