Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     В "Тульской области(3)" пополнение
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Статьи

Прогулка по апрельскому лесу или, всякая погода - благодать.


 Начало апреля в средней полосе России – это время возрождения жизни, а по сему, для меня, не выбраться на природу из злосчастных лап большого города, хотя бы денька на три, это всё равно, что не прийти на собственную свадьбу. Для тех, кто любит природу и лес, апрель в любую погоду предоставит ощущение того, что вы являетесь соучастником сокровенного действа – пробуждения природы. И не нужны шикарные по краскам восходы и закаты, да их, в это время года, практически и не бывает. И нет в центральной России величественных гор и океана, но есть другое, что просто называется – леса, поля, реки, и озёра. Это называется просто, но, если это родина, которую вы всем сердцем любите, то ни какие горы, океаны, и пальмы не смогут так сыграть на струнах вашей души, как эти простые леса, поля, реки, и озёра. По крайней мере, для русского человека – это истина. Не скрою, по жизни я встречал людей, хороших людей, которые легко обходятся без природы России, но, похоже, мне не суждено их понять, как впрочем, и им - меня.
 В русском языке есть два похожих слова, это красиво и прекрасно, но не многие задумывались о том, что смысл этих слов едва ли не противоположный. Под красотой обычно понимается внешняя привлекательность, притягательность (любо – дорого глазу), но критерии красоты бывают разными, и это всем известно. А вот прекрасное стоит на голову выше, оно пред красным (красивым), а по сему несёт не видимую красоту, а скрытую от глаза. Прекрасное не «бьёт по глазам» эффектами, даже, если они присутствуют. Эта категория из тонкого мира и именно с ней работают настоящие художники. Эко меня унесло в сторону, ну да ладно: закончу мысль и вернусь к прогулке. К сожалению, не все одинаково способны (и это факт) видеть (ощущать) прекрасное, но это можно и нужно развивать. Искусство и, в том числе, искусство фотографии помогают развивать чувство прекрасного, но очень часто срываются на искусственность, то есть отдалённость от естественного, природного. Чтобы объяснить причины этого явления, а у него огромное количество приверженцев, понадобится, как минимум, отдельная статья. И тогда это становится просто красивым (искусственно красивым), что способен оценить (при этом не обязательно – понять) каждый – и это путь в пропасть. Кстати, этот путь хорошо оплачивается и поддерживается различными конкурсами и спонсорами, не трудно догадаться – зачем. Всё, с мировоззренческим отступлением заканчиваю, дабы не испортить прогулку по лесу.
  Приехал я в деревню, у меня домик в Тульской области, а погода не шепчет. Вот обидно, в коем-то веке выберешься, а тут на те – дождь моросит, да ещё и со снегом, ветер не даёт ни каких шансов дымке задержаться, о солнце и речи быть не может. Но я то знаю, что в лесу сейчас другая атмосфера. Лес в округе очень разный, а в такое время хорошо оказаться в старых посадках, среди сосен и ёлочек, где, практически, нет подлеска. Заезжаю в лес, а там ещё снег лежит, кое-где по колено.

На подтаявшем снегу ковёр из сосновых иголок

 Выхожу из машины и попадаю в другой мир, включается воображение, и вот я уже на взлёте, но тут выстрелы со стороны машины – один, другой, третий, короткий перерыв, опять выстрелы. Нет, думаю, надо посмотреть, что там происходит. Подхожу поближе к машине и вижу: на грунтовке стоит легковушка, а мужичок с пацаном, похоже, ружьё проверяют. Ох, и не люблю я этих убийц – любителей. На моё счастье, они довольно быстро уехали, и я вернулся к творчеству.

Растр мокрого снега создаёт эффект карандашного рисунка.

 До чего странно и неописуемо приятно, слышать в сосновом лесу, когда под ногами ещё лежит снег, красивейшую песню дрозда. Ну, казалось бы, идёт дождь, иногда превращаясь в снег, в кронах шумит неприветливый ветер, а он поёт, как будто хочет всем рассказать, что он вернулся домой, и его не пугает непогода – он счастлив. И я счастлив вместе с ним, его прекрасная песня разносится по лесу как под куполом храма. А почему как? Для истинно русского человека лес – это храм, и как же больно видеть, когда разные выродки этот храм загаживают и уничтожают. Кое-где, сквозь снег, текут бурные весенние ручьи, пробивая каналы, и собираются в низинах, образуя огромные лужи. Изредка ветер стряхивает с веток крупные капли дождя, и бесчисленными кругами они разбегаются по поверхности луж, преломляя отражения сосен.

Кое-где снег ещё в силе.

По лесу побежали ручейки.

По огромным лужам моросит дождь.

Выход на маленькую опушку.

Ветер срывает с веток крупные капли и лужи превращаются в живые картины.

 До чего же хороши сейчас берёзки: стоят как хрустальные люстры, нанизав на ветки крупные прозрачные шарики. На размокшем снегу, то тут, то там видны следы кабана и лисицы. Ступать по снегу приходится осторожно, обдумывая каждый шаг, чтобы не наследить там, где потом буду снимать.

На ветках берёз гроздьями висят хрустальные шарики.

Из тени сосен открывается камерная картинка таинственной опушки.

Ходить по такой слякоти не следует, но невозможно не заметить её живописности.

Сама берёзка в окружении малюсеньких сосен несёт отпечаток своей борьбы за жизнь.

 Время летит быстро и, наконец, приходит насыщение обыкновенным чудом и некоторое удовлетворение творчеством, да и сырость делает своё дело – становится прохладно. Пора уезжать, и возникает желание не откладывать съёмку на годы, как обычно, а сделать картинки сразу, по приезду домой. Хотеть-то хочется, но я прекрасно понимаю, что, даже, если мне удастся передать в этих картинках атмосферу леса, что очень не легко, хоть и выглядит просто, то мало кого эти картинки заставят сопереживать. Причины этого непонимания, частично, я описал в начале этой заметки. Все причины описывать не буду, их много, но об одной всё же упомяну. Реклама и избыток визуальной информации приучили людей, к счастью не всех, обращать внимание только на яркое, броское, эффектное, необычное, а то, что не выдёргивает сознание из обычного ритма – не задевает, а значит и не проходит глубже.
  Ещё пару слов о самой фотографии. Передать на языке фотографии (а этот язык понимают далеко не все, хотя фотографирует (фоткает) сейчас едва ли не каждый) чувство прекрасного от простых состояний природы гораздо сложнее, чем создать любой драматический эффект. Все эффекты предназначены для того, чтобы «бить по глазам» (цеплять), а не искушённый зритель даже не всегда понимает, что перед ним элементарный драматический эффект. Да его это и не очень то интересует: «А чо, мне нравится, красиво!» Вот и весь разговор. Искусство и, в первую очередь, фотографию, как подвид массового искусства, опошляют на глазах. Ну, до смешного доходит: людям нравится банально, в лоб, снятый яркий цветок, вокруг которого куча фотографического мусора, или, просто, закатное небо с грубыми красками и завышенной плотностью. Вернусь к тонким состояниям, почему их сложнее донести. Во-первых, они действуют не на уровне красоты, а через художественный образ, который не может быть созвучен всем.

Мокрые стволы на белых островках среди весенних луж по среди леса.

В этой картинке не каждый углядит художественный образ, и именно по этому приходится прибегать к элементарным фотоэффектам. Тогда любой человек с развитым художественным вкусом отметит присутствие этого образа. Следующие два варианта той же картинки демонстрируют это утверждение.

Вариант с эффектом структуры холста

Вариант с эффектом дифузионного размытия


Во-вторых, они не терпят и малейшей фальши, которая легко может закрасться в процесс подготовки изображения к показу в Интернете и в сам просмотр (через настройки монитора и окружающее освещение). На картинки, построенные на эффектах, это всё не оказывает ни какого влияния, они всё равно остаются эффектными. В-третьих, картинка должна быть выразительной, то есть, снята и сделана с учётом фотографического языка, так как воздействие на зрителя происходит на этом глубоком уровне. Фотографии, построенные на эффектах, могут себе позволить не учитывать этот язык, хотя выдающиеся фотографии из этой области обязательно строятся по правилам этого языка. Яркий пример – это работы замечательного американского фотографа-пейзажиста Марка Адамуса, которые являются просто квинтэссенцией различных фотоэффектов. Ну и, четвёртое: эффектные фотографии воздействуют на зрителя, находящегося практически в любом настрое, а вот для восприятия тонких состояний необходим соответствующий настрой. Ну, вы представьте: вы хотите послушать весенний хор птиц, а какой-нибудь дебил врубил в машине рок и открыл все двери. Не удастся проникнуться пением птиц при таких условиях.
 Справедливости ради, надо заметить, что эффекты бывают разными, и степень их проявленности – тоже, вследствие чего, эффекты не всегда противоречат естественному, и могут лишь усиливать естественные ощущения.

Казалось бы чего, но это то, что рождает картины.

А вот и сама картина, достаточно применить эффектный фильтр.

На второй картинке применён эффектный фильтр, который не искажает состояние природы, но усиливает влияние художественного образа, как бы, обнажает его присутствие.

 Вернувшись в деревню, я решил поискать на участке сюжеты для макро. Манили капельки, висевшие повсюду. Пришлось взять клеёнку, чтобы расположиться в грязи. Условия, прямо скажем, не лучшие для подобных съёмок: дождь продолжает моросить, ветерок упорно качает первые цветы, да и света маловато для нормальной диафрагмы. Но, тем не менее, хотелось посмотреть на волшебство макромира, и я его нашёл, правда, не в цветах, как хотелось, а в едва проклюнувшихся листочках не знаю какого растения. Так как я предпочитаю снимать макро на максимально открытой дырке, или недалеко от неё, то недостаток освещения не очень мне мешал. Зато, в такую погоду, блики на каплях не так вылетают за пределы возможностей камеры. В макро-фотографии, традиционным является направление к достижению максимальной глубины резкости, и это нравится всем. Я же предпочитаю обратное из-за таинственности и лаконичности размытой картинки и собственной лени. Для приличной глубины резкости нужно хорошее освещение, да и штатив не помешает. К съёмке макро я отношусь как к десерту (на закуску, после пейзажной съёмки, если к тому времени ещё найдётся чего снимать), а по сему снимаю с рук и без дополнительного освещения.

Картинка с минимумом резких деталей не для консерваторов

Предельный лаконизм и проникновение в другой мир

Это не цветок, а перезимовавшие в полуживом состоянии малюсенькие листики.

 В два последующих пасмурных дня я снимал уже на просторах, и тоже благодарен данной мне возможности, но это уже другая тема. В общем, для фотохудожника и в непогоду есть чего снимать, было бы желание. Я часто вспоминаю строку из стихотворения Б. Пастернака: цель творчества – самоотдача… Да, впрочем, не одну строку, а всё стихотворение. Трудно сказать о творчестве лучше, чем сказал он. В завершение хочу извиниться за малый размер картинок, просто, в статьях на этом сайте их невозможно сделать больше, поэтому картинки, использованные в статьях, можно найти в "Фотобанке", там они чуть побольше.