Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Превращение утра в день на торфяниках
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Статьи

Раскрашивание чёрно-белых фотографий


   Звучит довольно грубо и мне больше нравится другое определение, наверное столь же старое как и сама фотография - это местное тонирование. Тонирование бывает разное, здесь речь пойдёт о местном тонировании красками с помощью кисти. Хотя и это название весьма условно, так как не происходит ни какого замещения серебра красками. Краска лишь впитывается желатиной отпечатка, то есть наносится поверх изображения.
   Вначале о том, чего можно этим методом достичь и зачем он нужен. Нужно это для того, чтобы уйти от монохромности, а вот до какой степени уходить, это зависит от задач и вкусов автора. Возможности метода таковы, что можно получить чёрно-белую фотографию с едва различимыми оттенками цвета, так, что сходу его и не увидишь, а можно сделать практически цветную фотографию.
   Менялись времена, менялись материалы, а с ними и технологии внесения цвета. На каждом таком этапе вполне конкретный мастер нарабатывал свою технологическую цепочку, оптимальную для него. В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века (странно звучит, но время неумолимо) в фотоклубе  ”Новатор” было несколько человек облюбовавших этот метод, кстати все пейзажисты и у каждого была своя технологическая цепочка, подчеркивающая лицо автора. В то время в фотографических кругах России возобновился интерес к методу раскрашивания. В “Новаторе” первым его стал развивать в своих работах Поляков Валентин. Не удивительно, ведь он был профессиональным художником по тканям. Тогда в России только начал массово развиваться Kodak и, глядя на первые работы Полякова, некоторые одноклубники говорили: ”А что? Лучше Кодака”. Особенностью подхода Валентина было смелое владение краской. Это всегда был хорошо различимый мазок. Эксперементировал он много и, судя по всему, делал это быстро. Формат его работ, как правило, был не большим. Еще одна особенность в том, что раскрашивал он, чаще всего, работы снятые с эффектными фильтрами на объективе. Эти фильтры тоже имели большую популярность среди фотолюбителей в то время и выпускались они нашими производителями. Для того, чтобы обеспечить более чистый цвет, отпечатки под раскраску готовились светлее нормы.  Некоторые фотохудожники раскрашивали свои работы и вовсе банально - тертым карандашом и тоже очень успешно. Кое-кто предпочитал интригу и никогда не раскрывал своих секретов до конца, так как использовались технологии описанные во многих справочниках по фотографии. Потом появился метод выделения цветом детали монохромного изображения, для которого использовался специальный фломастер. Этот метод имеет очень ограниченное применение, но, к сожалению, не все это понимали и подчеркивали фломастером свое безвкусие.
   Теперь подробнее о моем подходе и технологии. Я – пейзажист, а посему крайне редко использую чисто чёрный тон, предпочитая классическое тонирование, но и оно зачастую не позволяет донести до зрителя тонкие оттенки чувств, которые хочется вложить в произведение. Поэтому, я и стал осваивать технику раскрашивания, ведь она действительно сильно расширяет выразительные возможности чёрно-белой фотографии. Можно наносить яркие, даже сюрреалистичные краски, но при этом надо обладать мастерством, позволяющим это делать точно, иначе при близком рассматривании фотографии возникает ощущение грубой поделки. Сразу оговорюсь, я не сторонник яркого цвета в этом методе, хотя и не имею ничего против. Здесь главное не скатится до имитации цветной фотографии, тем более, что в полной мере это и не возможно, ведь средние тона все равно будут “испачканы” серебром. Кому нужен цвет, не стоит применять этот метод, так как для этого существуют прекрасные цветные фотоматериалы и в конце концов живопись с применением фотографии. Я стал применять эту технику для придания чёрно-белой фотографии цветовых оттенков, а не цвета. Вы, наверно, замечали, что когда на выставке фотографий рядом висят цветные и чёрно-белые фотографии в одном жанре, то воспринимать их равноценно очень трудно. Дело здесь в том, что они имеют разные ценности и если вы только что впитывали чёрно-белые  произведения, то для осмысления цветных - надо на это настроится , при обратном порядке рассматривания - тоже самое. Не буду останавливаться на тонкостях и корнях этого вопроса, так как по этому поводу написаны разные книги и статьи. Так вот, важно остаться в пределах ценностей чёрно-белой фотографии, чтобы вскрывать слои доступные только ей.
   Расскажу немного о своей технике раскрашивания. Краску лучше применять специальную, ту которую выпускают различные фирмы для ретуши цветных фотографий, например ILFORD. Тогда у вас не будет вопросов о химическом взаимодействии красителей и удержании их желатиной, плюс ко всему они дают достаточно полную палитру цветов. Я начинал с анилиновых красителей, палитру которых в магазинах не купишь, и пришлось обратиться в НИОПИК, где мне любезно подобрали минимальную палитру активных красителей для тканей. Это кристаллические красители, поэтому сначала надо подготовить их запасные растворы. Ильфордовские краски для ретуши внешне ничем не отличаются от акварельных. Дальнейшая техника применения тех и других красителей ничем не отличается. Берется тарелка с белым дном. Наливается несколько десятков капель воды и кисточкой вносится необходимое количество красителя, так варьируется цвет и насыщенность краски. Далее кистью или ватным тампоном подготовленная краска наносится на нужный участок отпечатка, который должен быть равномерно влажным. Краска впитывается не сразу и не вся, в этом существенная сложность. Избытки промакиваются чуть влажной тряпкой. Ни в коем случае не тереть, так как краситель приходится наносить в несколько слоев и желатина просто не выдержит механических воздействий. Пока фотография не высохла неверно нанесенный краситель можно частично смыть, но лучше не ошибаться. Наносить краску лучше в два-три приема, чтобы достичь равномерности. Отпечаток в течение всего процесса надо поддерживать во влажном состоянии, конечно же, ни каких жиров на поверхности отпечатка и инструментах быть не должно. Можно использовать любые мягкие кисти от № 1 до № 20. Для этого метода годятся любые фотобумаги, но лучше всего впитывает классическая матовая бумага. После глицерина и окончательной просушки на бумаге остается практически несмываемый краситель, впитавшийся в желатину, прочный и долговечный.
   Как видите, технология доступна, но совсем не проста. У кого нет терпения, лучше и не браться, так как это занимает много времени. У меня раскрашивание одного отпечатка 40 х 50 занимало от 3-х часов до пары дней. Сейчас у меня, уже шесть лет, нет времени не только раскрашивать, а и печатать фотографии.  ”Свобода” давит на горло, а творчеством - не проживёшь. Теперь уже цифровые технологии предоставляют фотохудожникам всё больше и больше возможностей и  если раньше приходилось доказывать дилетантам, то есть абсолютному большинству, что настоящая художественная фотография имеет не меньшую сложность и ценность чем живопись, то теперь та же проблема у цифры. А ведь по существу ни чего не изменилось, кроме одной проблемы, появившейся у, теперь компьютерных, фотохудожников - это возможность тиражирования.
    Теперь немного о моих работах. Одни из представленных здесь работ раскрашены активными красителями, а другие красками для ретуши цветных фотографий фирмы “Ильфорд”. Не представляю, как это будет выглядеть на страницах журнала, но точно не так как оригинал, ведь вещи очень тонкие (кстати, самые тонкие я даже и не пытаюсь показать в репродукции), а любая репродукция, да ещё и в тираже, отличается от оригинала. Лучше и проще вносить цвет в работы не жёстко фотографичные, а в прошедшие через какой-либо технический метод художественного обобщения, поэтому четыре из пяти представленных здесь работ, это вещи снятые моноклем.

Вечереет.

Вечереет.

В работе “Вечереет” без внесения цветовых оттенков невозможно было бы передать остроту чувств, возникающих на стыке ощущений от старого дома с его живописной крышей из подтаявшего снега и ощущений от состояния природы, отходящей ко сну после бурного дня.

Солнечный денёк.

Солнечный денёк.

Работа “Солнечный денёк” не плохо выглядит и в монохромном варианте, но хотелось усилить ощущения от чистого неба, а для этого надо было намекнуть на синеву и, при этом, не забыть про тёплый свет солнца. В этой работе можно усмотреть ещё одно правило. Как и в акварели, здесь нельзя забивать краской самые яркие области. Ещё одна особенность моего подхода к цвету в чёрно-белой фотографии заключается в том, что он хорошо вписывается в рамки не только пикториализма, а и импрессионизма (впечатление). Имеется в виду, что цвет здесь не является чем-то самостоятельным и самодостаточным. Он всего лишь дополнительное средство, дающее намёк на цвет, позволяющий включить воображение в этом направлении. Из опыта показа этих работ фотолюбителям, могу сказать, что не все сразу понимают, что перед ними фотографии с множеством цветовых оттенков, так как на некоторых работах цвет едва различим и, огромное значение имеет свет, при котором их рассматривают. Этот подход рассчитан не на того зрителя, который привык видеть то, что видно, то есть эффектные зрелищные картинки, а на того, кто способен улавливать тончайшие нюансы настроения, неспеша разглядывая работы.

Март в Глазово

Март в глазово.


    Работа “Март в Глазово” без раскраски выглядела несколько архаично. Её надо было оживить, а следовательно усилить тепловой контраст между мартовским солнцем в санном следе и клочком чистого неба.

Сосновый бор. Утро.

Сосновый бор. Утро.

Работу “Сосновый бор. Утро.”я подкрасил посильнее, так как иначе были бы потеряны ощущения от зелени сосен на фоне весенней пожухлости. Даже в этой работе, где цвет сильнее, это всё равно лишь намёк на цвет, позволяющий воображению зрителя увидеть тот цвет, который заложен в его память. Этот метод как бы подталкивает зрителя к более живому восприятию чёрно-белой фотографии.

Пригрело

Пригрело.

В работе “Пригрело” хотелось не потерять ощущение от синевы огромного чистого неба в марте и теплоты весенних лучей. Это пример трудно решаемой задачи, так как небо видно через тюль берёзовых ветвей которые не должны быть синими, а значит надо прорисовать каждую веточку красным тоном, чтобы как минимум нейтрализовать синеву. Что бы лес казался более живым и чтобы уравновесить синеву я выделил ели зелёным.
    Вот, пожалуй, и всё о моём подходе к раскрашиванию чёрно-белых фотографий. Надеюсь мне удалось помочь тем, кого это интересует.

  Эта статья была написана по просьбе редакции журнала F @ V и напечатана с коррекцией журнала в № 1,2006. При подготовке картинок в статье для сайта я столкнулся с интересной проблемой. Оригиналы были пересняты цифровой камерой и оказалось, что камера увидела огрехи. Это следы красных оттенков от краски, излишки которой были смыты, и на оригинале практически не видны. Кроме того, для того чтобы репродукции смотрелись на экране, пришлось изменить их диапазон яркостей. Это общая проблема репродукции, хорошо известная тем, кто занимался этим всерьёз. Более правильное цветовоспроизведение этих работ можно посмотреть в разделе "Фотобанка" - "Чёрно-белый пейзаж", но даже там картинки далеки от оригиналов, так как в действительности цвет ещё более лёгкий, плюс ощущения от матовой бумаги и размер оригиналов имеют не малое значение.