Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из ...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     В "Тульской области(3)" пополнение
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Статьи

"Русский Дух" в пейзажной фотографии


    Многие умы интересовались, да и сейчас интересуются, что же такое «Русский Дух», или «Дух русского народа» и, что это за народ такой непонятный – Русские. Одни исследуют это в своих научных статьях, а другие посвящают этому свои художественные произведения. И то, и другое направление замечательно, но между ними существует незримая грань. На научном языке крайне сложно описать это явление, так как невозможно полностью его понять по причине принадлежности «Русского Духа» к более тонкой, чем ум, категории, а именно – духовной. Значит, полноценно его можно лишь почувствовать, а объяснить – лишь частично.
 Частенько можно видеть попытки увязать корни этого явления с одной лишь верой в бога. В качестве примера приведу Музей Древнерусской Культуры и Искусства им. А. Рублёва, где я девять лет проработал заведующим фотолабораторией. Глядя на содержание фондов и выставки, которые проводит музей можно подумать, что вся культура и даже искусство русских в средние века не выходили за рамки церковных обрядов, но это не так. Начнём с того, что корни русской культуры растут из глубин язычества, а языческие боги напрямую связаны со стихией, с природой. Культура в те времена определялась только бытом и верой, а быт, в свою очередь, определялся природными условиями. Условия, в которых люди жили раньше, сильно отличались от нынешних, но кое-что осталось неизменным и, мне, как русскому пейзажисту, крайне интересно найти и прочувствовать те явления в природе, которые восхищали и закаляли душу моих предков. Они же составляют основу священного понятия – Родина.
 Родина, это не просто земля на которой стоит твой дом, это территория, которая на энергетическом уровне связывает нас с предками и, конечно, язык – основа мышления, который до неузнаваемости изменился со средних веков. В связи с этим, смею утверждать, что если построить прекрасный дом, где ни будь в Канаде, которая, как известно очень похожа на Россию, то Русского Духа вы там всё равно не ощутите, так как Земля эта испускает чужие флюиды. Что же касается искусства, то это великая сила, а посему в Канаде можно снять пейзаж, наполненный Русским Духом. Объясняется это тем, что духовные категории моментально перемещаются во времени и пространстве и, значит, художник может вложить в свой фотопейзаж то, что навеяла природа, но лежит в его духовных хранилищах. Те, кто считает, что пейзаж – это некая готовая данность, которую надо просто зафиксировать – ни черта не смыслят в пейзаже.
 Сейчас общество идёт к тому, что постепенно стираются национальные черты и, конечно эта палка о двух концах. Ведь изначально у каждой нации – своя миссия, своя Земля и свой Дух, а не только язык. Внешне люди некоторых национальностей могут быть очень похожи, но несут в себе разные национальные установки, которые проявляются в духовном мире человека. Или, к примеру, два народа могут жить практически на одной территории, и разделяет их условная черта – граница, то есть их окружает одна и та же природа. Тем не менее, у каждого народа свои герои, свои легенды, свои бытовые привычки, и свои отношения с природой. Это всё я к тому, что в природе разглядеть корни национальных черт нелегко, это очень тонкая категория. Гораздо легче это определяется по бытовым признакам, но это уже не так интересно, так как эти признаки задают основное направление, дают подсказку.

Затянуло

Здесь присутствует явная подсказка - в виде часовни.

 Справедливости ради замечу, что наличие явных признаков быта и веры, таких, как избы, изгороди, стога, церкви и так далее, ещё не гарантирует присутствие Русского Духа в изображении. У меня, да и у других фотографов много изображений с берёзами, церквями, стогами и так далее, но лишь единицы из них способны пробудить это тонкое ощущение, остальные же могут быть не менее прекрасны, но о другом.

Церковь в д. Бёхово

Это пример изображения с церковью, в котором Русский Дух не выступает на первый план, не смотря на то, что сама церковь - как из сказки, ведь она построена по рисункам Васнецова.

 В изобразительном искусстве существует много очень трудных и почти не разрешимых задач. Например, попробуйте заставить зазвучать в ушах зрителя утреннее пение птиц в весеннем лесу, да ладно зрителя, хотя бы в своих ушах, но через 2 – 3 года после создания снимка. То же самое и с Русским Духом. Сомневаюсь, что представители других народов, ни когда не бывавшие в России смогут прочувствовать эту тонкую субстанцию, и это нормально. Не нормально то, что среди россиян гораздо меньше, чем хотелось бы людей, способных это прочувствовать и оценить силу и глубину своих корней.
 Рецептов создания таких фотографий давать не буду, хотя в каждом конкретном законченном произведении можно грубо описать словами, что оно несёт. Техническая сторона вопроса не имеет никакого значения, так как эти работы могут быть выполнены в любой технике, но при не грамотном использовании этой техники, Русский Дух, витавший в начале, в конечном варианте может испариться, например, при загрублении контраста или цвета. Единственное, что. Эти фотографии не могут быть эффектными, что называется, по определению, но должны быть выразительными глубокими тонкими и загадочными, как Русская Душа.
 Не могу обойти стороной ещё такой момент в этом вопросе. Часто представляют Русское начало, как нечто тяжёлое, угнетающее, основанное на страхах. Это просматривается и в современном изобразительном искусстве и в музыкальных произведениях, посвящённых Русским корням. Конечно, это не безосновательно, но слишком мало уделяется внимания светлой стороне этого вопроса, а между тем не страх двигает людей вперёд, а любовь, солнце, радость – вот что даёт жизнь.
 Для этой статьи я отобрал несколько слайдов, в которых проявляется Русский Дух, показывая разные свои стороны и это, лишь крохотный кусочек темы, которая, на мой взгляд, слабо исследована фотографами.

Зима на Руси

Зимние узоры.

Перед восходом

Пробуждение.

Тощий сентябрь

Сухая осень.

Снег сходит

Обнажение земли.

Весна у лесной речки

Чернявая по весне.

В березняке праздник

Меж берёз танцуют тени в майской зелени скользя.

Радость утра

Пролитая радость.

Июль

Тёплое утро.

Декабрьское утро

Скользя лучами по просторам, пробило солнце синеву.

Весенний простор

Хмурый восход. Апрель.

Ячмень цветёт

Желанный ветерок.

Утро над озером

Непонятный восход.

Октябрьская палитра

Короткий миг октябрьской палитры.

Сентябрь на озере

Ласковая осень с капельками крови...

Лес на склоне дня

В конце дня.

Русская весна

Апрель. Большая вода.

В начале возник соблазн сделать краткие пояснения к каждой фотографии, дабы хоть как то обозначить причины, которые позволяют говорить о Русском Духе в этих фотопейзажах. Но потом я решил не навязывать ни кому своё мнение, а предоставить полную свободу тем кого это заинтересовало, ограничившись лишь коротким условным названием. Прошу учитывать, что в полной мере эти фотографии выражают смысл статьи лишь в авторской печати, а в интернетовском формате не получить полноценных ощущений. Но почву для ваших размышлений я заложил, а дальше всё зависит от вас. И ещё, покалеченый вариант этой статьи есть в журнале F @ V, №9, 2007.